Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 20:25
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Календарь

Гости музея

Гид по музею

Писцово. Время и судьбы

Главная » 2012 » Октябрь » 30 » Забвению не подлежит…
15:09
Забвению не подлежит…
   30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.  
    26 октября 2012 года в 13.00 в Государственном архиве Ивановской области состоялось заседание круглого стола Заседание круглого стола «Трагедия 1937 г. в документах» .
 
 
   Перед началом мероприятия участники ознакомились с экспонатами выставки – документами из архивных фондов Ивановского обкома ВКП(б), Ивановского облисполкома, райисполкомов, промышленных предприятий, областной прокуратуры, фондов личного происхождения. Во время встречи гостей и участников круглого стола звучали романсы 20-30 годов XX-го столетия – Бориса Алексеевича Прозоровского
 
Борис Алексеевич Прозоровский (30.061891 г., Санкт-Петербург – 1937 г.) — русский композитор, автор романсов.
   
   С рассказа о судьбе Б. А. Прозоровского начал свое выступление директор архива, затем прозвучало приветствие начальника отдела архивного дела Департамента культуры и культурного наследия Марины Геннадьевны Гончарюк к участникам круглого стола.
   Заседание открылось обзором выставки «Забвению не подлежит… (ивановцы – жертвы политических репрессий 20-30-х гг. XX века)», который провела заместитель директора по основной деятельности Наталья Алексеевна Муравьева. В экспозиции представлены документы из архивных фондов Ивановского обкома ВКП(б), Ивановского облисполкома, райисполкомов, промышленных предприятий, областной прокуратуры, фондов личного происхождения. В архиве (ГАИО) имеется 6000 фондов, в них 2 миллиона единиц хранения с 16 века по настоящее время. Что касается документов по репрессиям, то документы 1937-38 гг. по Ивановской обл., не смотря на Указ президента от 1991 года, так и небыли переданы в государственный архив, а по-прежнему хранятся в архиве УФСБ.     
    (Уже 24 августа 1991 года, т.е. сразу же после провала ГКЧП, вышел указ президента Ельцина о передаче архивов КГБ на государственное хранение. Ни мировая, ни отечественная практика хранения документов спецслужб таких широких жестов не знала. Во всех цивилизованных странах архивы спецслужб принято хранить в засекреченном виде по 50, 75 и более лет; у немцев - 120 лет. Очевидно наши решили хранить как немцы - 120 лет. Потому как 75 лет с 1937 года уже прошло – курсив З.А.)        
     Документы обкома ВКП(б), хранящиеся в архиве, в разные годы были «подчищены» и обрываются в 1936 году, возобновляются только с 1939 года. Отсутствуют многие речи и резолюции. Еще в 1940 году кадровые дела были изъяты и отправлены в Москву, а личные дела  - в НКВД. Многие документы до 90-х годов XX века находились на секретном хранении. В нашей области репрессии начались с лишения избирательных прав. Были взяты на учет все «бывшие»: священники, торговцы, зажиточные крестьяне и т.п. В 1918 году в Иваново-Вознесенской губернии было 77000 «лишенцев». Тысячи людей обращались в органы власти с просьбами о восстановлении прав, вовсе не потому, что они желали участвовать в выборах, а потому - что были лишены практически всех гражданских прав: на жильё, работу и т.д. Следующий этап – раскулачивание. Сначала людей разоряли налоговыми поборами, затем – раскулачивали за наличие техники, лошадей, наемной рабочей силы и т.д. В картотеке – 60 ящиков – 2000 фамилий репрессированных крестьян. 70% крестьянских хозяйств вступили в колхозы. В 1936 году была принята новая Конституция, которая отменила решение о лишении избирательных прав по классовым признакам. Это вовсе не означало наступления мирных времен. Начался «красный террор». Была произведена проверка партийных документов и их обмен. Нового приема в партию не проводилось. В результате «чистки» ряды Иваново-Вознесенской партии уменьшились на 850 человек. До 1937 года в архивных фондах хранятся документы, в большинстве своем свидетельствующие о мирной и счастливой жизни людей. Все недостатки списываются на «классовых врагов». Летом 1937 года в Иваново-Вознесенской обл. начались «чистки». Результат – 2750 осужденных. Осужденные делились на две группы: первая – расстрел – 750 человек, вторая – лагеря – 2000 человек. В 1937 году на Пленуме ЦК обкома выступил Лазарь Каганович. Был сделан анализ работы и дана нелестная оценка работы области (выступление Кагановича изъято из фондов архива). Начался «большой террор»: доносы, обличения. За один год в области сменилось 576 руководящих работников. В финансовых органах из 41 работника – сменилось – 40. Основное количество дел проходило через «тройки». В «тройку» входили: Носов, Карасик, Радзивиловский. На хранении имеется: · фонд уполномоченного по делам религии (документы о закрытии церквей). Целый ряд личных дел из фонда обкома ВКП(б). Важные дела изъяты. За арестом следовало исключение из партии. Документы по личному составу рабочих (в карточках в графе увольнения – арест). Документы тоже «подчищены» и изъяты в своё время. Созданы картотеки репрессированных членов партии – журналы.
В заключение выступления Наталья Алексеевна Муравьева порекомендовала участникам круглого стола осуществлять передачу документов из личных фондов в архив на хранение. Она отметила, что архив занимается не только хранением документов, но использует их в научной и исследовательской работе. Архив занимается исполнением запросов граждан. За 20 лет исполнено – 4000 запросов о репрессированных. Пик запросов пришелся на 1990-е годы. Запросы продолжают поступать. В основном по раскулаченным.
    Далее участники круглого стола заслушали выступления посвященные исследованиям документов архивных фондов ГАИО, воспоминания родственников репрессированных.
   Доклад доктора исторических наук В.С. Околотина «1937-1938 гг. Правоохранительные органы – осуществление массового террора на территории ивановской области» о руководителе НКВД по Ивановской обл. – Журавлёве, который придумал самые изощренные пытки для заключенных: жжение огнем, холодом, прокалывание шилом, медленное отдавливание пальцев, выдавливание кишок и т.п. Причем требовал, чтобы все производимые пытки были детально описаны в деле.
   В выступлении секретаря епархиальной комиссии по канонизации, монахини Свято-Введенского монастыря Ювеналии прозвучало слово о новомучениках. Матушка Ювеналия раскрыла понятие – новомученики, и поведала что по России их число перекрыло число мучеников. По решению духовной иерархии были созданы комиссии по канонизации. В Иваново-Вознесенской епархии комиссия работает уже более 10 лет. Члены комиссии связываются с родственниками пострадавших, собирают свидетельства, документы. География поисков обширна. Ведется работа и с архивными документами. Секретарь епархиальной комиссии по канонизации, монахиня Свято-Введенского монастыря Ювеналия выразила благодарность работникам архива за помощь и доброжелательное отношение.
   К.А. Юдин, аспирант ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» - предложил вниманию участников доклад «Комиссии партийного контроля». Комиссии партийного контроля образовались в 1934 году для осуществления партийного надзора и имели право правительственной экспертизы. Выполняла роль информационно-аналитической службы. Рассматривали дела связанные с «вылазками врагов народа» и проводили социально-экономический мониторинг. Информация, записки, доклады – повседневная работа комиссии. Систематизация и классификация наблюдений за социально-экономическими явлениями в обществе – перегибы, нарушения партийной дисциплины, вскрытие социально чуждых элементов. Ее материалы служили составлению «черных списков» для репрессий. Информативная деятельность – воздействие на общеполитическую обстановку. Были и положительные аспекты в работе комиссии. За 1938 год было рассмотрено 287 жалоб от осужденных и принято решение об отмене наказания.
   Выступление И.А. Челышевой – внучки репрессированного директора фабрики «Трудовая коммуна» подтверждалось не только архивными документами, но и документами из личных фондов. Деду, тройкой НКВД, было определено наказание – 10 лет лишения свободы без права переписки. Его расстреляли на следующий день. Закапывали расстрелянных у забора НКВД во рвах. Родственники все время ходили в тюрьму и просили передать продукты, одежду. Семье только через 9 лет сообщили, что дед умер в тюремной больнице. В 1956 году после реабилитации выдали свидетельство о смерти, из которого стало известно о расстреле.
    Исследователь А.А. Волков рассказал, о том, как архивные документы помогли ему раскрыть судьбу деда и других родственников, но недоумевал по поводу того, что при работе в архивах ФСБ имена тех, кто писал доносы, скрывают от родственников.
    Действительно вызывает недоумение данный факт. Почему так происходит, когда открыто говорят о преступлениях совершенных главами государств, ведомств, а фамилия мелкого доносчика скрывается. Если бы эти люди твердо знали, что позор за их действия падет и на детей и на внуков, то действительно многое бы не повторялось. И не о мести речь, а о нравственном выборе человека и о влиянии его поступков на дальнейшую судьбу своего рода. И неизвестно, кому это больше надо детям и внукам пострадавших или детям и внукам предававшим.
    Михаил Владимирович Смирнов передал в архив на хранение переписку двух поэтов – Д. Семеновского и П. Журова. Они жили в Ивановской области, дружили. Разница в возрасте у них – 9 лет. П. А. Журов прожил 102 года. В лагерях проел 20 лет. Освободился при участии А.М. Горького. Михаил Владимирович выразил сожаление, что архивы УФСБ, несмотря на указ президента, не преданы в государственные архивы, потому что «человеческая природа такова, что надо сделать все возможное, чтобы это больше не повторилось. Надо больше открытости».
    В прениях слово взял главный редактор газеты «Слово Правды» Геннадий Капитонович Шутов. Он сказал, что участники круглого стола выслушали много информации, но не приблизились к полному раскрытию темы. Репрессии совершаются без суда и следствия, а те, о ком говорилось - это были люди незаконно осужденные. И из всех осужденных – политических, до 1936 года, было только 12 %, к 1957 году – 36 %, после – 50%. Геннадий Капитонович привел в пример фильмы и книги по данной тематике.
     Реакция участников на это выступление была бурной. Возмущались не только дети внуки репрессированных, которые принимали участие в работе круглого стола. Равнодушных в зале не было.
     Заместитель директора Наталья Алексеевна Муравьева обращаясь к Г.К. Шутову, просила обратить внимание на то, что работники архива и исследователи строили свои выступления опираясь на факты изложенные документах. И на выставке представлены подлинные архивные документы, а не на фильмы и книги. Наталья Алексеевна предложила Геннадию Капитоновичу ознакомиться с документами, которые представлены на выставке. Г.К. Шутов ответил, что в ближайшее время ознакомится с экспонатами и продолжит дискуссию.
    Участие в дискуссии принял уполномоченный по правам человека в Ивановской области к.и.н. Андрей Юрьевич Кабанов. В своей речи А.Ю. Кабанов  сказал о том, что нельзя замалчивать такие преступления против народа и против человеческой личности. Как назвать то, когда детей заставляют отказываться от родителей? Как назвать те издевательства, которые проводились над заключенными? Нужно говорить о них и называть вещи своими именами. Были репрессии, были раскулачивания, были массовые расстрелы, были издевательства и унижение человеческой личности. Он обратил внимание участников круглого стола на те настроения которые присутствуют у молодого поколения. На то, с какой лёгкостью они пытаются рассуждать об истории страны и судить её историю. А сами часто не осознают ответственности за свои слова и поступки.
      Да, наверное, это в человеке должно быть главным – ответственность за сои слова и поступки. Перед кем? Прежде всего - перед собой, перед соей семьёй, перед своим родом. Но настроения - переделать историю или замолчать некоторые факты существуют. Некоторые, уважаемые граждане говорят: слишком долго «жуем» мы эту тему, с 1956–го года, ведь уже 56 лет! Очевидно их семей не коснулась эта боль. Или они стесняются признать своих родственников повинными в злодеяниях. Или может они забыли о том, что на Земле рождаются новые поколения и у них есть право знать историю своей страны. Или не понимают что, «человеческая природа такова, что надо сделать все возможное, чтобы это больше не повторилось».
    
Участники конференции почтили память пострадавших от репрессий минутой молчания. 
 
 
Газета "Заря" от 30.102012 г. 
   
  В Писцове от репрессий пострадали многие жители. Село было богатым за счет фабрикантов, крепких крестьянских хозяйств, торговцев.  Страх, который жил в наших дедах, наши родители впитали с молоком матери и  нам, нынешнему поколению, он передался генетически. Чтобы освободиться от этого страха, мы должны быть уверены, что такого больше не повторится.

Из книги В. Майоровой "Слово о былом"
 
Из книги З.Абакумовой "Писцово. История и религиозная жизнь села. Взгляд из XXI века":
Участница круглого стола З. Абакумова
26 октября 2012 г.
 
Категория: "В Лето 2012 ..." | Просмотров: 1679 | Добавил: Skaz | Рейтинг: 0.0/0