Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 03:04
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Календарь

Гости музея

Гид по музею

Писцово. Время и судьбы

Главная » 2012 » Декабрь » 17 » Наш небесный покровитель - священномученик Николай, архиепископ Великоустюжский
10:29
Наш небесный покровитель - священномученик Николай, архиепископ Великоустюжский
 
Село Лосево - родина
священномученика Николая (Клементьева)
 
 
 

  Наш небесный покровитель
 
   Священномученика Николая (Клементьева), архиепископа Великоустюжского - православные многих епархий России почитают своим небесным покровителем.
   В г. Сестрорецке С.- Петербургской епархии – знают: 23 июня 1924 года Николай (Клементьев) хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию возглавлял св. Патриарх Тихон.
  В Вологодской епархии – помнят, что митрополит Сергий предложил епископу Николаю принять назначение в Великоустюжскую епархию. Он принял назначение и прибыл в г. В.-Устюг в мае 1933 года. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа Великоустюжского.
   Почитают его и православные Южного Казахстана, сюда - 3 сентября 1936 года заседанием тройки при НКВД СССР архиепископ Николай (Клементьев) «за участие в к/р группе» приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет. Ссылку отбывал в с. Ванновка, Тюлькубасского района, Южно-Казахстанской области. Заседанием тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря 1937 г. архиепископ Николай (Клементьев) приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 31 декабря 1937 г. в 24 часа.
Архиепископ Николай (Клементьев) был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских пострадавших за веру от Чимкентской епархии:
· архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937)
· епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937)
· …
Здесь, в Южном Казахстане, архиепископа Николая (Клементьева) почитают как священномученика Ванновского, Чимкентского.
   Николай Федорович Бардаков (Клементьев) родился в селе Лосево Нерехтского уезда Костромской губернии 6 октября 1873 года. Он был младшим и единственным сыном в семье священника Федора Николаевича Бардакова.
   Село Лосево давно прекратило свое существование. Это место на карте Комсомольского района Ивановской области обозначено как урочище Лосево. Но до настоящего времени стоит на пригорке маленький, красивый храм в честь иконы Божией Матери «Феодоровская». Осенью 1875 года Господь излил благодать на нашу землю - землю III благочиннеческого округа Шуйской и Тейковской епархии Ивановской митрополии. 6 октября 1873 года в селе Лосево у священника Федора Бардакова родился сын - будущий священномученик, архиепископ Николай. И нам ли с вами, дорогие братья и сестры, не помнить об этой милости Божией? Нам ли не почитать священномученика Николая небесным покровителем нашей земли? Нам ли не восклицать, взывая к святому угоднику Божию: Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Составитель З. Абакумова
 
 
Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
 
 
Священномученик Николай (Клементьев) архиепископ Великоустюжский Дни памяти: 18 ст. ст. / 31 декабря († 1937 г.), Собор новомучеников и исповедников Российских
 
 
 
Священномученик Николай (Клементьев),
архиепископ Великоустюжский
 

   Николай Федорович Бардаков (Клементьев) родился в селе Лосево Нерехтского уезда Костромской губернии 6 октября 1873 года. Он был младшим и единственным сыномв семье священника Федора Николаевича Бардакова и Ефрасии (Евпраксии) Петровны, у которых было трое дочерей. Священник Федор Николаевич Бардаков родился около 1831 года, он был сыном священника и внуком диакона - вопрос о выборе жизненного пути перед ним не стоял. Вероятнее всего, он закончил Костромское духовное училище, совершенно точно - духовную семинарию, сразу по выходе из которой был рукоположен диаконом в Богородицкий храм села Федоровское Нерехтского уезда. Храм был старинный и тесно соседствовал с Троице - Сыпановым монастырем и храмами города Нерехты. Полагаем, что федоровский причт имел неплохое содержание, так как население прихода составляло более тысячи человек, которые занимались сельским хозяйством и довольно прибыльным фабричным промыслом. Добавим, что Нерехтский уезд был родиной известнейших в Костроме фабрикантов: Брюхановых, Клементьевых, Сидоровых, создавших, благодаря своим предприятиям, множество рабочих мест. В Федоровском Федор Николаевич женился, получил опыт самостоятельного служения, попробовал силы на педагогическом поприще - был наставником Федоровского училища, за усердные труды в котором получил благодарность епархиального начальства. Однако в 1869 году Бардаковы - Федор Николаевич с женой и детьми (Юлией (1854-?), Марией (ок. 1856-?), Анной (ок. 1863-?)) - переезжают в село Лосево, где только что освятили новый каменный храм. На открывшуюся священническую вакансию был назначен отец Феодор, рукоположенный в том же году во священника. Нерехтский уезд был достаточно плотно заселен, люди здесь жили не бедно, это сказывалось и на количестве храмов, по числу которых уезд лидировал в губернии. Но приходы по количеству прихожан здесь были невелики (не считая, конечно, больших фабричных сел) и состояли, как правило, из 600-800 человек. Но даже при этом Богородицкий приход - новый храм был освящен в честь иконы Феодоровской Божией Матери - поражал малочисленностью населения. В 1870 г. он состоял всего из одного села - Лосева, в котором на 25 дворах проживало 117 крестьянских душ. Это имело существенный минус - малодоходность, но имело и плюс - не было изнурительных многоверстовых поездок по селениям с требами. Помимо священнических обязанностей отец Феодор работал законоучителем и учителем-предметником в Лосевской земской школе, что приносило семье дополнительный доход.
 
1. Статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. 2. Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен и фамилий священниеков, 1871 г.
 
   Статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г.
 
Однопрестольный храм построен в 1869 г. на средства помещика, отставного штабс-капитана Ивана Платоновича Шишелова при участии прихожан. В 30-е гг. храм был закрыт. Престольные праздники: 14/27 марта, 16/29 августа.
 
 
   Вверху на карте - урочище Лосево
 
    Церковь Николая Чудотворца в исчезнувшем ныне селе Лосево, расположена на невысоком холме, по средине поля. Если ехать от д. Степашево по проселочной дороге в сторону с. Сорохта, то за мостом над безымянной речушкой, на мгновение выглянет маленьких храм из-за лесного массива и снова спрячется в лесной тиши.
Построена Церковь из кирпича и покрашена в розовато-желтый цвет, детали побелены. Типичный образец небольшого сельского храма в русском стиле с простой объемной композицией. Бесстолпный приземистый четверик с пологой четырехскатной кровлей и пониженной закругленной апсидой увенчан луковичной главой на глухом восьмигранном барабане. К более узкой и короткой трапезной примыкает трехъярусная колокольня из одинаковых по размерам четвериков с граненой купольной кровлей и луковичной главкой на тонкой цилиндрической шейке. Основу убранства фасадов составляют широкие лопатки на углах объемов, неполные антаблементы в их завершении и рамочные наличники арочных окон с килевидным верхом. По северной и южной сторонам четверика на уровне приблизительно двух третей высоты стены проходит широкий пояс - антаблемент. Верхняя часть стены, трактованная как очень крупный аттик, украшена тремя полуциркульными кокошниками. У колокольни интересны маленькие арочные проемы в уступчатых прямоугольных нишах второго яруса. Фланги граней третьего яруса, прорезанного арками звона, закреплены парными лопатками.
 
 
Деревянная церковь в селе существовала в 17-18 веках, но затем была упразднена.
В 1869 г. за счет средств отставного штабс-капитана Ивана Платоновича Шишелова и с помощью других прихожан и жертвователей была построена каменная церковь, с оградой и колокольней. Кладбище находилось в ограде при церкви. Для 1911 года отмечено 210 прихожан села.
 
В верху на карте 1793 года - село Лосево
 
 
    В церкви был один престол в честь Федоровской иконы Божией Матери. В настоящее время не существует ни села, ни кладбища, хотя в 40-е годы 20 века здесь еще жили люди.
 
Алфавитный список церквей Костромской епархии с показанием имен и фамилий священников, 1871 г. 
   
 С рождением четвертого ребенка, в декабре 1875 года, Федор Николаевич получил новое назначение - в Троицкий храм села Крутцы Макарьевского уезда. Где и провел первые годы жизни Николай Федорович Бардаков. Село стояло на речке Ширмакше, на торговом тракте из Пучежа в село Ковернино, вблизи границы с Семеновским уездом Нижегородской губернии. Известно, что именно там были сосредоточены главные центры раскольнического движения, и, полагаем, попал в это место старший Бардаков не случайно. В такие районы консистория посылала «отличавшихся примерною жизнью, в слове и в учении влиятельных на духовенство и прихожан» священников, каковым, вероятно, и являлся отец будущего архиепископа. Крутцовская церковь состояла из двух храмов - деревянного Троицкого (1791 г.), однопрестольного, и каменного, с двумя престолами - Казанским и Николая Чудотворца (1823 г.). В названии одного из престолов запечатлена главная святыня нижегородско-костромских старообрядцев - икона Казанской Божией Матери, что говорило о недавнем прошлом этого края. Впрочем «прошлое» активно соседствовало с «настоящим» - Троицкий и ближайшие к нему Воскресенский (с. Ширмакша) и Казанский (с. Соличное) приходы были сплошь заражены расколом. Если в начале ХХ века в каждом из них проживало «значительное число раскольников-беспоповцев», нетрудно представить, сколько их было во времена служения в Крутцах отца Феодора. И это понятно: рядом шли Керженецко-Рымовские леса - главный оплот «древлего русского благочестия» с пустынями, скитами, обителями, в которых в конце XVIII века проживало около 8000 иноков и стариц. В ревизских сказках по Макарьевскому уезду (1811 г., 1816 г.) можно найти названия некоторых скитов: Высоковский, Шляпинский, Бурашинский, Петровский, Татарка, Огибновский, прочесть имена насельников и насельниц. И это только видимая часть «невидимого града» спасавшихся по старой вере… Потому-то консистория и была так внимательна к тем, кого назначала в приходы, «зараженные расколом»: от нравственного образа священника, неколебимости его убеждений, силы пастырского слова зависели мир и спокойствие в этом «опальном районе». Почти пять лет отец Феодор служил в Крутцах, а в 1879 г. был перемещен в село Семеновское Костромского уезда, где служил уже до самой кончины. Среди его немногих наград - набедренник, который он получил «за ревностное служение и доброе поведение». Об особом авторитете отца Федора в церковной среде говорит то, что в 1889 г. он был назначен духовником 6-го Костромского благочиннического округа. Между тем, дети его подросли и к 1880 г. Юлия была уже замужем (имя мужа не установлено), в 1882 г. покинули родительский дом Мария и Анна - обе венчались в один год в Николаевском храме села Семеновского. Мария вышла замуж за рядового 4-го Несвижскаго гренадерского полка Никанора Егоровича Переплетчикова и уехала по месту жительства мужа в село Красное. Там родились их дети - Александр, Вера и Ольга Переплетчиковы. Анна стала женой Дмитрия Ивановича Смирнова, фельдшера, практиковавшего в том же Красном. После свадьбы в селе они прожили недолго: с 1882 г. в метрических книгах Богоявленского храма записей ни о них, ни об их детях не обнаружено. Через два года отец отвез в Кострому девятилетнего Николая - подошла пора отдавать сына в ученье. В августе 1884 г. Николай поступил в Костромское духовное училище, в котором обучался до 1889 г. В документах фонда Костромской духовной семинарии сохранилось прошение, адресованное Николаем Бардаковым архимандриту Сергию, ректору семинарии: «Покорнейшее прошение. По окончании курса в Костромском духовном училище, осмеливаюсь утруждать Вас, Ваше Высокопреподобие, моею всепокорнейшею просьбою о зачислении меня в число воспитанников Костромской духовной семинарии перваго класса. 1889 года месяца Августа 7-го дня. Кончивший курс Костромского духовного училища воспитанник Николай БАРДУКОВ (так в документе: автограф)». Каких был способностей юный проситель, свидетельствует другой документ, представленный в семинарию училищным начальством: СВИДЕТЕЛЬСТВО: «Воспитанник Костромскаго Духовнаго Училища Николай Бардаков, сын Костромской губернии и уезда села Семеновскаго Николаевской церкви Священника Феодора Бардакова, родившийся в шестый день месяца Октября тысяча восемьсот семьдесят пятаго года, поступил в месяце Августе 1884 года в приготовительный класс Костромскаго Духовнаго Училища и при поведении ОТЛИЧНОМ оказал успехи:
*по Священной истории - очень хорошие /4/
* по Катихизису - очень хорошие /4/
* по Изъяснению Богослужения с церковным уставом - очень хорошие /4/
* по Русскому с Церковнославянским - очень хорошие /4/
* по Греческому - отличные /5/
* по Латинскому - очень хорошие /4/
* по арифметике - очень хорошие /4/
* по Географии - очень хорошие /4/
* по Чистописанию - очень хорошие /4/
* по Церковному пению - отличные /5/ По окончании полного курса в духовном училище Николай Бардаков причислен училищным правлением к первому разряду училищных воспитанников с преимуществами… и удостаивается… перевода в первый класс духовной семинарии без особаго поверочнаго испытания… Кострома 1889 года месяца июля 7-го дня».
С 1889 г. по 1895 г. Николай обучался в костромской семинарии, но документов об этом периоде его жизни крайне мало. Практически нет журналов с отметками, не сохранился выпускной аттестат, только в клировых ведомостях церкви, где служил отец, каждый год повторялась запись: «Обучается в Костромской духовной семинарии; поведения - очень хорошаго». Думается, последние в семинарские годы ему пришлось нелегко: 14 января 1893 года умер отец, которому Николай был обязан первоначальным воспитанием и которого горячо любил. Тяжело стало и материально. Мать, Ефрасия Петровна, чтобы поддержать сына, в 1893-1895 гг. работала при церкви просфоропекой, что приносило добавку к нещедрой вдовьей пенсии. Возможно, благодаря и этой поддержке, Николай Федорович смог успешно закончить семинарию и продолжить учебу в Санкт-Петербургской духовной академии.
Выпускники Костромской духовной семинарии 1816-1897, 1911:
Выпуск 1895 г.
Виноградов Алексей, Крылов Виктор, Смирнов Алексей, Горицкий Сергей, Бардаков Николай, Котельский Иван, Румянцев Георгий, Уханов Николай, Рейпольский Александр, Бережковский Виктор.  
   При поступлении в академию Николай Федорович сменил родовую фамилию на новую — в костромских документах впервые этот факт был зафиксирован в клировых ведомостях Никольского храма (1897 г.), где, в частности сказано: «Сын вдовой священнической жены Ефрасии Петровой Бардаковой - Николай Феодоров Клементьев, обучается в С.-Петербургской духовной академии, поведения отлично-хорошаго». В том же 1897 г. Кострома праздновала 150-летний юбилей старейшего костромского учебного заведения - духовной семинарии, среди воспитанников которой были не только выдающиеся церковные деятели, но врачи, писатели, ученые, военачальники.
Среди поздравительных адресов и писем, стекавшихся в Кострому в юбилейные дни, есть одно, которое мы приведем полностью: «Костромичи, студенты С.-Петербургской духовной академии, учащим и учащимся родной семинарии шлют сердечный привет и пожелание энергии и успеха в общем деле воспитания честных и дружных тружеников на ниве христианскаго просвещения. Альбов, Борис Груздев, Владимир Груздев, Богоявленский, священник Воскресенский, Клементьев, Вертоградский, Кротков, Соколов».
В 1899 году окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата (магистранта) богословия; назначен преподавателем логики Александро-Невского духовного училища. С 1900 года преподавал латинский язык в этом же училище. 7 мая 1904 года рукоположен во иерея к Георгиевской церкви на Большеохтенском кладбище в С.-Петербурге. С 5 сентября 1904 года - законоучитель Охтенского детского приюта в С.-Петербурге. 7 декабря 1908 года назначен клириком С.-Петербургской Свято-Духовской церкви на Большой Охте. После 1914 года овдовел. С 22 марта 1919 года - настоятель С.-Петербургской Свято-Духовской церкви на Большой Охте. 7 апреля 1919 года возведен в сан протоиерея. 1920-1922 - благочинный 10-го благочиния Петроградских церквей. В 1922 году, по изъятию церковных ценностей, как благочинный 10 благочиния (тогда) Петроградских церквей и настоятель собора Святого Духа на Б. Охте, привлекался в массовый (судилось 97 человек) процесс «по сопротивлению изъятию ценностей». Был осужден на 3 года тюремного заключения со строгой изоляцией, но по истечении 9 месяцев заключения освобожден. В 1924 году был пострижен в мантию. 23 июня 1924 года хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Ленинградской епархии. Хиротонию возглавлял св. Патриарх Тихон. 11 мая и 25 июня 1925 года вместе с епископом Венедиктом (Плотниковым) и епископом Иннокентием (Тихоновым) выпустил послания, в которых предостерегал паству от доверия обновленцам и участия в обновленческом лжесоборе 1925 года. 18 декабря 1925 года арестован «за объезд церквей приходских и служения в них» и сослан на 3 года в Восточную Сибирь. С 1926 года находился в ссылке в Иркутской губ. По окончании срока в 1929 -1931 гг. был лишен права вернуться в Ленинград и ограничен в местожительстве (минус шесть городов). Проживал в г. Твери. Через 3 года получил право жительства по всему СССР и вернулся в г. Ленинград к своим замужним дочерям. Но в 1933 году стали производить первую паспортизацию и владыке Николаю не выдали паспорта на проживание в Ленинграде, в связи с чем ему пришлось уехать в г. Тихвин. Но и там ему проживать не разрешили. Митрополит Сергий предложил епископу Николаю принять назначение в Великоустюжскую епархию. Он принял назначение и прибыл в г. В.-Устюг в мае 1933 года. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. Благополучно служил до 7 декабря 1935 года, когда по обвинению в к/р был арестован вместе со своими сослуживцами в количестве 9 человек. Архиепископу Николаю предъявлено следующее обвинение: «... Клементьев, архиепископ, в 1928 году судился за к/р деятельность, отбывал ссылку в Сибири. В В.-Устюге с конца 1933 года организовал вокруг себя наиболее реакционную и а-с настроенную часть духовенства, с которыми под предлогом заседания епархиального совета и разных празднеств устраивает сборища, обсуждая на них вопросы противодействия мероприятиям сов. власти. Кроме этого, для к/р агитации широко использовал церковный амвон». 3 сентября 1936 года заседанием тройки при НКВД СССР архиепископ Николай (Клементьев) «за участие в к/р группе» приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет. Ссылку отбывал в с. Ванновка, Тюлькубасского района, Южно-Казахстанской области. 23 декабря 1937 года арестован тюлькубасским РО НКВД. Находившимся под «следствием» архиепископом Николаем было написано в НКВД Тюлькубасского района заявление: «На поставленные Вами мне вопросы о моей а-с деятельности за время моего адмссыльного проживания как в Ванновке, так и вне Тюлькубасского района, имею сказать следующее: …По возрасту своему (65-й год) и состоянию здоровья, а также по званию служителя культа какой-либо работы я получить не могу, и затруднялся бы и выполнять таковую, если бы даже и получил ввиду частых припадков головокружения и сильной болезни в ногах. Я неделями безвыходно пребывал в своей квартире, выходя из нее только по крайней необходимости - или в молитвенный дом, или на почту, или на отметку в НКВД. Я откровенно и по совести готов дать объяснение или показание в НКВД, если оно имеет обличающий меня материал, но сам за собой не знаю ничего преступного против советской власти и не могу по сему рассказать. По своему званию служителя культа я и не могу иметь антисоветской деятельности. …По приезде сюда я писал одно письмо Ташкентскому архиепископу Борису с просьбой к нему, как к духовному руководителю Ванновского прихода, благословить мне, если будет возможно от советской власти, служения в молитвенном доме для приобщения Святых Таинств, а в случае невозможности храмового моего приобщения, благословить такое приобщение на моей квартире. Так как в молитвенном доме закрытого алтаря нет, а для приобщения меня необходимо облачение в священные одежды, то я и не решился приобщаться в храме, чтобы не возбуждать в мало осведомленных о церковном чине богомольцах ненужных разговоров. … Архиепископ Борис по происхождению из В.-Устюга, и по учению Академическому мне товарищ, ответил мне письменно на мою просьбу, и на храмовое, и на домашнее приобщение благословил. … Больше я рассказать НКВД о себе ничего не имею. Если у НКВД имеются уличающие меня материалы, я прошу мне их предъявить для чистосердечного на них ответа. 26 декабря 1937 год. Николай Клементьев».
   В декабре 1937 года архиепископу Николаю было вынесено ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ следующего содержания: «…В Тюлькубасском районе, будучи враждебно настроенным к сов. власти, ведет систематическую к/р агитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партии и правительства. Имеет тесную связь с к/р духовенством и ссыльными в разных городах СССР, с которыми поддерживает связь и дает директивные указания в к/р деятельности».
   Заседанием тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря 1937 года архиепископ Николай (Клементьев) приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 31 декабря 1937 года в 24 часа.
P.S.
"Если мы канонизируем всех новомучеников российских, - писал о. Глеб Каледа (†1994), - то в Русской Православной Церкви будет больше святых, чем во всех остальных поместных Церквах вместе взятых - вот в чем сущность и содержание истории Православия России в XX в.”
 
Бакалавр богословия иерей Виктор Архипкин "Новомученики и Исповедники
Российские убиенные в Лисьей балке, Чимкент". Шымкент 2010 г.
Карты, документы по истории Костромского края, фото и, описание храмов и местности - добавлены З. Абакумовой.
 
Канонизация Священномученик архиепископ Николай (Клементьев) канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 г.).
 
 
    Из деяния «О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века» Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года: Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было "дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: от Чимкентской епархии
· архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937)
· епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937)
· …  
Иконы
Глас 4-ый
Днесь радостно ликует Церковь русская, / яко мати, чада прославляющи, / новомученики и исповедники своя, / святители и иереи, / царственные страстотерпцы, / благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены, / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положившия, / и кровьми истину соблюдшия. / Тех предстательством, / долготерпеливе Господи, // страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
 
Ин кондак, новосоставленный, глас 3
Днесь новомученицы Российстии / в ризах белых предстоят Агнцу Божию / и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: / благословение, и слава, и премудрость, / и хвала, и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу / во веки веков. Аминь.
 
Кондак, глас 2
 Новии страстотерпцы Российстии, / исповеднически поприще земное претекшии, / страданьми дерзновение приимшии, / молитеся Христу, вас укрепившему, / да и мы, егда найдет на ны испытания час, / мужества дар Божий восприимем. / Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, / яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть / от любве Божия разлучити вас не возмогоша. Величание Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте. ***
Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля н.ст.), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля н.ст.).
Внуки святых
   Незадолго перед днем Новомучеников российских один знакомый врач по имени Светлана, которая иногда бывает у нас в храме, сообщила, что в Петербурге на Васильевском острове живет внучка святого. - Какого святого? - Священномученика архиепископа Николая Великоустюжского. Может быть, Вам было бы интересно встретиться с ней? Еще бы - познакомиться с внучкой святого. Договорились посетить ее в день памяти Российских новомучеников, когда в соборе святых совершается память священномученика Николая. В тот день мы ездили на Левашевскую пустошь и вернулись позже, чем предполагали, поэтому пришлось перенести встречу на четверг.
По дороге к Александре Александровне я немного волновался, думал, какой это особый крест – быть родственником святого. Такое, наверно, возможно только у нас на Руси. Ведь у других православных народов святые были в основном в старые времена. А у нас святые мученики жили всего два поколения назад. Это по сути наши деды и прадеды. Существование родственников делает святых близкими. Мы живем во времена внуков святых мучеников. Это последнее поколение, которое может еще что-то рассказать о них. В небольшой квартире на Васильевском острове было все уютно и аккуратно прибрано, несмотря на то, что Александре Александровне уже почти 80 лет. Она заранее все приготовила. Фотографии, документы, личные вещи владыки. Она сразу уточнила, что является свойской внучкой, а настоящим внуком был ее супруг Николай Александрович, который умер год назад. Разговор сразу начался с главного. Александра Александровна рассказала о владыке Николае. Он оказался личностью очень яркой и необычной. Николай Федорович Клементьев (так звали владыку в миру) родился в 1873 году в Костромской губернии в семье священника. В 1899 году он закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском Духовном училище. В 1904 году он был рукоположен во иерея к кладбищенской Большеохтинской Георгиевской церкви в Санкт-Петербурге, в той самой, у алтаря которой был похоронен отец патриарха Кирилла. В 1919 году протоиерей Николай был назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа. В 1922 году он был арестован вместе с митрополитом Вениамином Петроградским по делу "об изъятии церковных ценностей" и приговорен к 3 годам заключения, однако на следующий год его освободили. В 1924 году овдовевший протоиерей Николай по благословению Патриарха Тихона принял монашество и им же был рукоположен во архиереи епископом Сестрорецким, викарием Петроградской епархии. (Сестрорецк расположен на северном берегу Финского залива неподалеку от Кронштадта). Это было время гонений на веру, массовых повальных арестов и убийств среди духовенства. Епископ Николай по определению того времени «верным тихоновцем». Он активно боролся с обновленчеством, принимал меры против созыва обновленческого собора, просвещал паству касательно подлинной сути обновленческого движения. За это в 1925 году он был уже второй раз арестован и отправлен на 3 года в Сибирь. После отбытия срока владыка поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Петроград. Владыке Николаю не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке. После этого митрополит Сергий назначил его управляющим Великоустюжской епархией, а в 1934 году владыка был награжден саном архиепископа и назначен правящим архиереем Великоустюжским и Усть-Вымским. В 1935 году последовал новый арест в составе так называемой "контрреволюционной группы" и осуждение на 5 лет ссылки в Казахстан. В 1937 году проводились массовые расстрелы заключенных в советских лагерях. Находясь в ссылке в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области архиепископ Николай (Клементьев) был арестован 23 декабря 1937 года, 30 декабря приговорен к высшей мере наказания и на следующий день – 31 декабря - расстрелян. На соборе 2000 года священномученик Николай Великоустюжский был прославлен как святой Русской Православной Церкви. Его память церковь совершает – 31 декабря н.ст. - «Получается, что ваш дедушка завершает год по новому стилю». - «Батюшка, представляете, эти люди даже накануне Нового года не отдыхали. Трудно представить, как можно в Новый год заниматься расстрелами?!» - на глазах Александры Александровны появились слезы.
Кроме этих сведений, вошедших в житие мученика, мне было интересно расспросить о семейных преданиях. Александра Александровна рассказала, что ее муж хорошо помнил своего дедушку. Тот в 1930-е годы, имея множество церковных трудов, не забывал о своих внуках. Николая, названного в честь него, владыка готовил в школу, занимался по предметам. В браке у владыки было три дочери. У Милицы двое детей – сын Николай и дочь (последняя еще здравствует). Внук Николай последние годы своей жизни посвятил поискам документов и составлению биографии своего деда. Он делал запросы в архивы ФСБ. Ездил в Казахстан на место расстрела мученика, составил на основе документов и семейных преданий жизнеописание и воспоминания. Все это было еще до прославления священномученика Николая. Последний год Николай Александрович страдал тяжелой болезнью и не мог уже так активно заниматься памятью деда. Александра Александровна показала уникальные фотографии владыки: в молодости, с супругой, в сане протоиерея, в сане владыки. Некоторые снимки с автографами. Особой святыней являются две перламутровые иконы, напоминающие панагии (так их назвала Александра Александровна), архивные документы и справки. - «Батюшка, а перед смертью мой муж оставил мне завет». - «Какой завет?» -«Обязательно издать то жизнеописание, которое он составил, а на его могиле обязательно написать, что он был внуком святого мученика. Вот поэтому я к вам обратилась. Вы же издаете книги у себя в храме». - «Александра Александровна, для меня это большая честь. Признаюсь, я не знал подробно о вашем святом дедушке и сейчас переживаю чувство большого духовного открытия для себя. Считаю, что наша встреча состоялась не без промысла Божия…». Здесь вмешалась Светлана, которая меня и привела к Александре Александровне. - «Батюшка, судите сами. Мне позвонила сотрудница по прошлой работе Ольга и спросила: не соглашусь ли я заняться восстановительным лечением женщины после сложных переломов. Она упала на ледяной дорожке - на улице, оказался перелом ноги. Ей нужен массаж после гипса. Я согласилась и, когда зашла к ней в квартиру, первое, что увидела - фотография какого-то архиерея, на которой меня больше всего поразили его глаза. Спрашиваю и узнаю, что это святой мученик, дедушка ее супруга. Я узнала о владыке Николае и о завете его внука. Позвонила Вам». Как удивительно складываются пути промысла Божия. Александра Александровна пострадала, к ней пришла верующий врач, который пригласила меня. Как не увидеть в этом благословение Божие. Я взял у Александры Александровны жизнеописание священномученика Николая, фотографии, документы. Я пообещал сделать все, что нас зависит, чтобы исполнить «завет внука» и издать его книгу о деде-мученике. В этот вечер я понял, что все мы русские люди являемся внуками святых и должны исполнить «завет» перед их памятью.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Дневник протоиерея Геннадия Беловолова
 

Лосево
Село Лосево, на 1920 год с количеством домовладений - 34 и населением - 167 человек; располагалось менее чем в 2 километрах от деревни. Степашево и в 3 километрах от границы Нерехтского района. Село не имело прямого уличного посада, а дома были, как бы расположены по окружности вдоль большого пруда. Церковь и школа находились в южной части данного села. На 1920 год окончивших земскую школу было 106 человек села Лосево и 107 человек деревни Павлово.
В.Ф. Сучков «Писцовское сельское поселение»
 
ЛОСЕВО
    Путь к нему на машине. Степашево. Солнечный день. Жарко. Каменные, одноэтажные дома, широ­кие, по пять окон по лицу. Их больше справа, чем слева. Дома из крас­ного камня. Пруд посреди деревни. Но всё не ухожено, загажено, из­мято тракторами, изрыто... Дорога сюда ведёт асфальтовая, но через 20-30 метров, чуть-чуть за дома, уже ухабы, грязь, бестолковые поля: то ли под "пар", то ли заброшены... Налево, за деревней, низкая равнина, зелёная, с кромкой леса. Ястреб разлетался на просторе. Может быть, здесь в древности про­текала широкая речка? Вправо небольшие холмы. Сворачиваем по еле заметной дороге в поле. Между деревь­ями мелькнула церковь. Радуемся - Лосево! Где пешком, где едем, еле нащупываем дорожку для машины. Кругом уже лес.
 
   И вот, на холме церковь, как узкая лодочка, аккуратненькая, небольшая, в зелёном море поля и леса! Голубое небо и она, красавица! На нас глядит колокольня, храм весь сзади. Красота неописуемая! Пахнет полынью, срываю веточку на память. Входим. Крыша сохра­нилась, всё пока покрыто внутри, дыр нет, на окнах решётки. В алта­ре решётку, видимо, пытались выдрать трактором, не удалось, лишь выгнулась наружу... Валяются половые плиты: чугунные, с рисунком. Земля изрыта, железо с крыши лежит на земле. Вынимаем из кусочка дерева по кованому старинному гвоздю, на память. Росписи внутри почти не сохранились, лишь непонятные штрихи: руки, фигура женщи­ны, подающей на стол еду апостолам? Орнамент схож с Филиппковской и Седельницкой церквами. Кое-где подкрашен яркой синькой /как в Филиппкове/, возможно, подновляли в одно время. Но цвет ор­намента спокойный, серо-коричневый. Под куполом пусто, всё стёр­то, лишь голые красные камни, даже нет штукатурки... И опять всё иссечено, будто секли чем-то железным по стенам и внутри, и сна­ружи. Решётки на окнах очень красивые. На колокольне крест сохранился: деревянный, в железной оп­раве /как в Седельницах/, а на маковке упал, висит полусгнивший остаток дерева, торчит неровностями. Галки-хозяева смотрят сверху на нас. Души тех людей? Кругом тишина. Лес, два пруда, один большой, гладь воды в середине, по берегу заросший, завален деревьями. Ви­димо, трактором расчищали деревню. с. Лосево Не хватало земли... Ни одного дерева: яблони, вишни, кустов, которые напоминали бы жильё. Лишь со­хранился каменный дом, без дверей, без крыши, пять окон - глазниц. Всё заросло… Красота здесь какая-то уютная. Церковь иконы Федоровской Божией Матери. След от иконы на стене с внешней стороны храма.
***
Надежда Ивановна Шуткова, учительница Писцовской средней школы. Родилась в с. Лосево. В селе жил барин. Он лечил людей. Был прекрасный барский сад. От него осталась круглая "таблетка" - лесок. Сад разделен на четы­ре части: поляны, аллеи. Росли здесь кедры, пихты, сосны, плодово-ягод­ные деревья, декоративные кусты, даже ландыши, медуница. В барском пруду бил ключ. Не доезжая церкви стоял поповский дом. Деревенское кладбище было в Филиппкове. При советской власти стояла конюшня, овчарня, птичник, кузница, скотный двор. Было своё электричество. Жили в селе: Шкаповы, Еврасовы, Шутковы, Коруновы, Ледневы, Кузнецовы, Куриловы, Рождественские в войну приехали, Лапины. /Запись рассказа в школе, 10 июня, 1996 г./
***
Ираида Ивановна Филатова, уроженка с. Гари, Ильино-Хованского района, 83 года. Живет в Писцове. Вот её рассказ: Я приехала в Лосево в 1942 году. Церковь уже не служила. До­ма стояли и каменные: Кузнецовых, Коруновых и Михайловых. У Анд­рея Петровича Корунова была маслобойка, ветряная мельница. Жили ещё Заботины, 0сиповы, Ледневы, Каманова Елизавета Егоровна. Я бы­ла в одном лице всем: председателем колхоза, бригадиром, счетово­дом. В колхозе своя пасека - 48 семей. В основном, дома в деревне были деревянные. Каменная палатка у церкви - Кузнецова П.П.
Палатка возле храма в селе Лосево У пру­да дом из кирпича Каманиной Е.Е./?/. Иван Семенович Шутков ку­пил дом у Кузнецова. Людей хоронили около церкви, потом кладбище перенесли в Филиппково. На барском лугу был большой пруд. Васильки-деревня за Лосевым, за лесом, побольше нашей, церкви не было. Оттуда родом мамаша, моя свекровь, Курилова. Свёкра и свекровь в те времена называли мамаша, папаша. Не поплачут внуки-то по мне, а я плачу по свекрови! На войне многие погибли, мой муж тоже... Все стали разъезжаться в Нерехту. Духи мои, больше вы таких достоверных источников не услышите, все примерли! Весельба в праздники! Юрьино, Степаши, Поемисье - далеко не хо­дили. Я, бывало, играла на гитаре, Таисья Еврасова вынесет, а я играю! Помню, печка изразцовая в доме, лежанка. Барин Шишелов жил в парке. Мамаша пахала на их земле, ветряная мельница, маслобой­ка. Прозвища давали по отцам. 12 июля мы сгорели. В 1970 году переехали в Филиппково. Жили там 9 лет. Никакая фабрика такого процесса не знает, как деревенская работа!Лён таскали, стлали, колотили. На быках пахали, лошадей не было - на войну услали. Обучали быков, сначала не слушались... Праздник в деревне Никола зимняя да Никола вешняя. Гуляли, уж так не ругались, как сейчас! Точно и дело! Стеснялись стариков, боялись. Ткали, пряли. Рубахи, штаны у мужиков тканые были. Мои ро­дители-крестьяне. Папа молодой умер, мама с тремя детьми осталась. Жизь прошла, как во сне! Тащимся потихоньку! На душе только кошки царапаются, вот жизь-та! /Запись 26 июня, 1996 г. у дома И.И.Филатовой/.
***
Мария  Евлампиевна Белова, ок. 70 лет. Запись у неё дома, в Писцове, 26 июня 1996 г. В Лосеве праздновали Николу. Домов 40 круг пруда, два поповы, Шишелова школа. Александра Александровна и ее муж, сын барина, нас учили. Нас вели всем классом, когда их мать умерла. Помидоры мы не знали, а они принесут всем, добрые были. В усадьбе Шишеловых был большой сад. Я уж сына-то не застала, чтобы он учил, а жена лет 40 учила. Хорошая, добрая. Старых барев уже не было. Церковь закрыли до войны. Ветряная мельница была. Я закончила школу в 1927-28 году. Уже стали колхозы. Вот Евангелие с дарствен­ной надписью моему отцу: " На добрую память от попечителя Лосевс­кой народной школы Александра Ивановича господина Шишелова. 1898 год, 28-го апреля господину Чистоткину Евлампию." Шишелов-старый был попом, учил Закон Божий.
 
В.И. Майорова «Слово о былом»
 

Птица-слово взметнулась в необъятную высь,
Слышу голос истории, шелест страниц.
И, листая священную книгу веков,
Вижу душ доброту, вижу строгость умов.
Слышу зов не понятный, волнующий зов,
Словно кто-то помочь и ответить готов,
Зная беды, печали, вопросы мои,
Тихо манит меня: «Заходи, посмотри».
На открытой странице – девятнадцатый век,
Среди множества лиц вижу светится лик,
Лик крестьянской вдовы, чьим усердьем возводится
Храм прекрасный в Писцове – Рождества Богородицы.
Птица-слово крылом пролистнула страницу –
Восемнадцатый век над Маршовом струится,
Здесь усердьем княгини возводится храм,
Деревянному сменой - храм каменный стал.
То истории факты, а еще есть легенды,
Что незримо текут сквозь седые века,
И до нас чрез веселого, хитрого деда
Дотекла очень светлой легенды река.
За лесами глухими, за болотами топкими
Притаилось село, как пугливый зверек,
И в простом его имени, а звалось оно – Лосево,
Слышен шорох лесов без путей и дорог.
А легенда гласит, что когда-то... Когда то?
Жил здесь барин богатый со своею семьей,
И две дочери, этого барина старого,
Храм построили сами в деревне родной.
Почитали их словно святых в той деревне,
И, «мол даже, с их ликов - сделан ангельский спис», В
от такая легенда красивая, светлая
Хочешь - верь, хочешь просто на храм подивись.
До сих пор он стоит, так искусно излажен,
Так уютен и светел, что невластны века
Над его красотой и над всем в бесконечности,
Где заботливо женская прикоснулась рука.
 
З. Абакумова  
 
Материалы и литература:
6.http://www.petraipavla.ru/index.phpoption=com_content&view=article&i =11&Itemi=8
14. В.И. Майорова «Слово о былом», Лондон: Lulu Enterprises UK Ltd., 2011 г.
15. З.В. Абакумова «Писцово. История и религиозная жизнь села. Всзгляд из XXI века. Стихи», Лондон: Lulu Enterprises UK Ltd., 2012 – 240 с.: ил.
16. «Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен и фамилий священников, и дьяконов», Кострома, 1871 г.
17. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», Кострома, 1911 г.
18. В.Ф. Сучков «Писцовское сельское поселение», ИД «Референт» Иваново, 2008 г.
Категория: Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы | Просмотров: 4761 | Добавил: Skaz | Рейтинг: 1.0/1