Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 19:45
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Календарь

Гости музея

Гид по музею

Великая дата в истории России - 400-летие освобождения Отечества от литовско-польских захватчиков

Козлов В.Ю., Дьяков А.Б. (Иваново)

О МАРШРУТЕ ДВИЖЕНИЯ Д.М. ПОЖАРСКОГО

ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ В СУЗДАЛЬ В КОНЦЕ ИЮЛЯ 1612 ГОДА

 

 А. Б. Дьяков, доцент ИГАСУ, член Союза архитекторов России

 и краеведы с. Писцово

Лето 1612 года явилось самым кульминационным и тяжёлым периодом в истории гражданской войны в Московской Руси в начале XVII века. Национально-освободительное движение русского народа ещё оставалось расколотым из-за трений между руководителями второго ополчения, находившегося в городе Ярославле и руководителями дворянско-казачьих отрядов втянутых в затяжные уличные бои с поляками в г. Москве.

Весть о приближении к Москве гетмана Хоткевича с войском для деблокации польского гарнизона Москвы заставила Пожарского немедленно двинуться к столице. Источники того времени прекрасно передают то смятение, какое овладело казачьим табором при получении вестей о подходе польских войск. Д.Т. Трубецкой и И.М. Заруцкий, несмотря на открытое противостояние с Ярославлем, дают туда знать о нависшей угрозе. Пожарский немедленно бросает к Москве свой авангард - два отряда своего ополчения.

Главные же силы нижегородского ополчения выступили из г. Ярославля в понедельник 27 июля 1612 года, имея в своих рядах вместе с татарским отрядом из Касимова, около 10 тыс.чел. [1.с.82]. Войско, обремененное большим обозом и артиллерией, продвигалось медленно. Это дало возможность Д.М.Пожарскому продолжить работу по сбору сил и средств, для решающей битвы за Москву. Поручив князю И. Хованскому и К. Минину вести рать по дороге на Ростов, Д.М. Пожарский заехал в Суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь, чтобы помолиться о победе у могил своих предков [2.С.94]. По дороге он занимался инспекцией гарнизонов и «в города же ещё посылал указы, чтобы войско собиралось, а также деньги и запасы везли» [З.С.122].

С основными силами отряд Д.М.Пожарского встретился вновь только в Ростове, где руководитель ополчения получил благословение и крест на освобождение Москвы от старца-затворника Борисоглебского монастыря Иринарха (+ 1616, причислен к лику святых) [1. с.8З].

К Троицко-Сергиевской обители отряды Нижегородского ополчения подошли 14 августа и стояли 4 дня 1612 г. Утром 20.08 вступили в Москву [1.С.8З,86]. 22.08 начались тяжёлые бои с войском гетмана Хоткевича.

Наша задача состоит в попытке реконструкции движения ополчения и ответе на вопросы: Каким маршрутом шло ополчение от Ярославля до Ростова? Где сошёл с маршрута движения ополчения отряд Д.М. Пожарского чтобы двигаться на г. Суздаль и каков маршрут этого движения? Проходил ли путь отряда Д.М.Пожарского через Иваново, Шую и другие населённые пункты современной Ивановской области?

В решении первой проблемы существует две версии. По первой путь войска пролегал через тракт Ярославль-Карабиха-Шопша-Семибратово-Ростов. Возле Шопшы Пожарский сопровождаемый ближними дружинниками, повернул на дорогу Шопша-Великое и пройдя переправу через Котросль в слободе Гаврилов-Ям вышел на суздальскую дорогу. Перед решающим сражением, военный руководитель ополчения по старинному обычаю направился в Суздаль, чтобы поклонится праху предков [4. С.12].

Другие исследователи утверждают, что дороги на Москву через Карабиху и Шопшу до нач. XVII века не было. Поэтому по второй версии путь ополчения из Ярославля проходил старым московским трактом, сначала совпадавший с суздальской дорогой (Суздалкой) через с. Унимерь до с. Ставотино. Здесь старая московская дорога уходила вправо и, миновав переправу через реку в слободе Гавриловский ям (ныне город Гаврилов-Ям) шла через село Великое на Ростов. Документальным подтверждением этой версии являются факты: в апреле 1613 года на пути из Костромы в Москву избранный Земским собором царь Михаил Романов три дня пребывал в с. Великом, там же останавливался Пётр I  во время своих поездок из Москвы в Архангельск и др. [5.С.15].

Рассмотрев версии движения ополчения Ярославль-Ростов, мы видим, что в обоих вариантах маршрут Пожарского в Суздаль пересекается в одной точке, на суздальской дороге в районе переправы через р. Котросль в ныне городе Гаврилов-Ям. Её мы будем считать местом, где разошлись пути войска и Б.М. Пожарского в Суздаль. (Считая, что вторая версия движения ополчения Ярославль-Ростов предпочтительнее, мы оставляем решение этого вопроса будущим исследователям).

Слобода Гаврилов-Ям имела важное стратегическое значение как место речной переправы и развилки, подходящих сюда дорог. Первое документальное упоминание о Гаврилов-Яме относится к первой трети XVI века, оно именуется как Ворь Гаврилова. В 1545 г. - деревня Гаврилово. В 1580 г. именуется Гавриловский Ям, здесь создана в 70-х годах XVI века почтовая станция. С 1792 года - село Гаврилов-Ям, с 1925 г. - рабочий посёлок, 1929 г. получает статус районного центра. В 1939 году Гаврилов-Ям - город. Факт становление города говорит о гении места.

Этот же факт подтверждает топонимика. Словарь древнерусского языка И.И.Средневского, Полный церковно-славянский словарь, Толковый словарь В.И. Даля и др. дают основание с достаточной долей уверенности утверждать, что имя собственное деревни "Воры" происходит от слов вора, воры, завора, что обозначало забор, ограда, преграда, запор, не пропуск, застава [6]. Это свидетельствует о первоначальном крепостном характере данного поселения.

Древний про гон лошадей здесь и торг их в селе Великом только подтверждает эту гипотезу. В 1580 году деревня именуется Гавриловским Ямом. Имя собственное «Ворь» кануло в лету. На смену функции заставы на древней переправе в узле развитой дорожной сети приходит функция почтовой станции и ямской слободы.

Из этой точки отряд Д.М.Пожарского мог попасть в Суздаль двумя путями. Первый - по Большой столбовой дороге, именуемой «Суздалкой», через Овсянниково на Нажерово-Аньково-Мирславль-Гаврилову слободу (ныне Гаврилов-Посад)-Суздаль. Всего120 км.

Второй путь по Большой столбовой дороге через Ставотино на Писцово-Иваново-Кохмуую-Лежнево-Суздаль. Всего 170 км.

Оценивая сложившуюся ситуацию и последующие события, Верховный правитель всея земли, обличённый исполнительной властью Советом всея земли, на наш взгляд, мог выбрать второй путь движения для эффективного решения проблемы сбора дополнительных сил и средств, в решающей битве за Москву. Поэтому его отряд мог в Ставотине повернуть на с. Писцово (упом. в 1579 г. как дворцовое) и далее 35 вёрст до с.Иваново-Шуя-Лежнево-Суздаль- Гаврилова слобода-Аньково-Ильинское (Хованское)- Ростов. Всего 290 км.

Косвенно эту гипотезу может подтвердить и тот факт, что вотчины князя Д.М.Пожарского находились на территории современной Ивановской области. Этонесомненно, должно было помочь князю в решении поставленных задач.

Выбранный путь это часть древнего пути из Ярославля на Муром. Это единственный меридиональный сухопутный путь в данном регионе, находящийся между подобными двумя меридиональными дорогами: Кинешма - Н.Новгород и Ростов - Владимир. Видимо, развитая сеть дорог должна была обеспечить быстрый подход дополнительных сил ополченцев и подвоз всех необходимых ресурсов для снабжения войск.

Это же давало возможность самому Д.М. Пожарскому (с 27.07.1612 г. по 14.08.1612 г.) всего за 19 дней решить поистине громадные задачи. Он осуществил инспекцию ряда городов и сёл, идя по Большим столбовым дорогам в основном по территории нашего края. Князь Дмитрий Михайлович посылал отряды, подходящих ополченцев на освобождение от польских отрядов отдельных городов и сёл по берегам рек Тезы, Луха, Уводи [1.С.80]. Полководец специальной жалованной грамотой шуйскому воеводе князю И.Д.Гундорову, регламентировал порядок формирования дополнительных отрядов ополчения (2.С.91,99). Это же касалось и других мест сбора ополченцев и их воевод. В Суздале инспектировал собранные князем Р.П. Лопата-Пожарским войска.

Для решения этих грандиозных задач, князь Д.М.Пожарский должен был передвигаться с большой быстротой. Известно, что до второй половины XIX века из села Иванова ездили в Москву по Стромынскому тракту, через Гаврилово-Посад и Юрьев Польской, как ближайшему сообщению. Езда на переменных лошадях была редкостью

Проезд в удобной повозке из Иванова до Москвы (300 вёрст) продолжалось от 5 до 7 дней по тогдашним путям сообщения в трудное весеннее и осеннее время. Зимою и летом проезжали скорее. Езда была от 50 до70 вёрст в сутки [7.С.71]

Мы можем предположить, что для решения поставленных задач в крайне сжатые сроки Д.М.Пожарский должен был идти «налегке» без обоза и имел запасных, переменных лошадей. Это давало возможность уже в указанные сроки соединиться с основными силами ополчения в Ростове и 20 августа 1612 года вступить во главе войска в столицу. Сюда же подошли отряды ополченцев под руководством городового воеводы князя Р.П.Лопата-Пожарского из г. Суздаля [2.С.198]. В это же время к Москве спешил на помощь Д.М.Пожарскому воевода князь Артемий Измайлов с владимирцами, суздальцами и шуянами [8.с.275]. Поставленная задача по сбору дополнительных сил и средств, для второго ополчения была выполнена.

 

Один из вариантов маршрута Д. Пожарского в Суздаль - через дворцовое село Писцово в 1612 году. Часть I

 

Литература:

1.Соколов А.Н. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. Н.Новгород,2008.

2.Кабанов А.Ю., Семененко А.М. Ивановский край в смутное время. Иваново, 2010.

3.Великие российские историки о Смутном времени /Авт. сб.: В.Татищев.

Н.Карамзин и др. - м., 2007.

4.Путеводитель по Ярославской губернии за1859 г.

5.Гаврилов-Ямская сторонка. 2008.

6.В книге «Писцовые материалы Ярославского уезда ХVI в. Вотчинные земли»,

Петербург,1999. В алфавитном указателе населённых пунктов Гаврилов-Ям именуется как Ворь (Гаврилова). Средневский И.И. Словарь древнерусского языка Т.1,Ч.1, М.,1989, с.306. Там же. Т.1, Ч.2, с.903, 903. Полный церковно-славянский словарь М.,1993, С.94. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. Т.1, М., 1956, С.244,166,244,562. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М., 1995, с.38.

7. Наш край / Историко-культурный сборник. Под редакцией Б.В.Александрова и др. Иваново- Вознесенск 1926.

8. Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. М., 1986. 

Авторы: Козлов Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент ИГАСУ. Дьяков Анатолий Борисович, доцент ИГАСУ, член Союза архитекторов России.