Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 09:06
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Гости музея

Гид по музею

Летопись села

Главная » Статьи » Музей под открытым небом » Храмы

Комплекс Святой Троицы (храмы Св. Троицы и Рождества Богородицы)

Храм Святой Троицы(недействующий)

Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и,  зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца  «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм  был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее.

Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы:  «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем  и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-го Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных.  Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...».

Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков.

Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году.  А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей.

Вс, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

Есть и другие исторические свидетельства. 20 октября 1714 года Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. Его указ отменили в 1741 году, отчасти из-за того, что к тому времени возникло немало новых кирпичных заводов, а также появилось много каменщиков. К тому же, со времени смерти Петра I не утихали слухи о том, что столицу вот-вот вернут в Москву, а значит, следовало приводить в божеский вид и вторую столицу.

В 1748 году в Писцове на средства прихожан возводится храм Воскресения Христова. В 1792 году проезжает через Писцово митрополит Платон и свидетельствует: «...село Писцово, князя Голицына,   которое имеет дворовъ до 500; домы крестьян очень хороши и более походят на купеческие; две церкви каменныя». Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1808 году. Следует, что в 1792 году Троицкий храм уже существовал, и, если бы  он был построен позже храма Воскресения Христова, то сохранились бы и сведения о времени строительства такого великолепного храма, как сохранились свидетельства о дате постройки Воскресенского храма.

Церковь Троицы расположена в вос­точной части комплекса, у спуска поло­гого холма к речке Черной (Фабричке). Наружный вид храма - четырехугольный, одноэтажный на палатках. Под храмом находилось 12 кладовых.  Стены кирпичные, побеленные по обмазке. Церковь имела четырехскатную железную кровлю. Храм и придел по деревян­ным стропилам были покрыты железом и окрашены зеленой краской. 

У храма пятиглавое завершение, покрытие глав -  чешуйчатое железное, кресты на главах деревянные, обложены белым железом, восьмиконечные. Крупное сооружение соборного типа, архитектурные формы которого, отли­чающиеся нарядным фасадным деко­ром, характерны для храмов костром­ского региона рубежа 17 - 18 вв. К двусветному, поставленному на не­обычно высокий подклет, четверику - при­мыкает сильно пониженная алтарная часть, с тремя неглубокими скруглениями апсид. Трапезная была значительно сме­щена к северу с центральной оси и охва­тывала северо-западный угол четверика, что привело к различному расположению проемов на боковых сторонах храма. К настоящему времени трапезная утраче­на, а первоначальный вход со стороны трапезной заложен. Убранство фасадов образует ярусную композицию. Широкий профилированный пояс с поребриком отделяет под­клет. Лопатки на углах первого яруса заменены во втором пучком из пяти ко­лонн: трехчетвертная угловая и заглубленные в стену полуколонны, обращен­ные по две на каждый фасад. Широкий карнизный пояс над ними раскрепован. Фасады завершает высокий аттиковый ярус с пятью килевидными арками деко­ративных закомар, среди которых цент­ральная выделена большим размером. Окна на трехосевом южном фасаде бо­лее крупные во втором световом ярусе. Их проемы фланкируют наборные ко­лонки, а завершения в виде разорванных фронтонов, достигающие карнизного по­яса, близки формам московского барок­ко. Нижние проемы обрамлены колонка­ми с поясками и трехлопастными киле­видными кокошниками. Полукружия ап­сид разделены трехчетвертными колон­ками на пьедесталах и опираются на арочные стены подклета, представляю­щие собой торцы распалубок над небольшими окнами. Барабаны угловых глав декорированы поясками поребрика, а центральный, кроме того, - аркатурой. Храм перекрыт сомкнутым сводом с голосниками в основании лотков и дву­мя ярусами железных связей; в алтаре ­лотковый свод с распалубками от неглу­боких конх. Ту же систему сводов имеют перекрытия подклета.

В 1873 году вокруг храма была вновь устроена каменная ограда с чугунными решетками. В настоящее время ограда утрачена.

Престолов в храме было два. В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленном протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание престолов церкви Святой Троицы: «Престолы: во славу Пресвятыя Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ея Иконы Знамение».

В «Историко - статистическом описании села Писцово. 1901 г.» составленном И.Ф. Токмаковым говорится: «Приделов в храме два: в настоящей в честь Св. Троицы, а в приделе во имя Всех Святых».

В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.»: «Престолы в Троицкой ц. – а) во имя св. Троицы, б) во имя всех святых». В архивных документах 1925 года в церкви Святой Троицы упоминается «придельный алтарь во имя всех святых».

Главный алтарь полукруглый, престол в нем был деревянный на четырех столпах под деревянным балдахином, раскрашенным голубой краской с позолоченной резьбой, утвержденным на четырех столпах. Иконостас деревянный трехъярусный с резьбой, весь  вызолочен червонным золотом на мордан. Царские врата из бронзы посеребрены; на них иконы Благовещения и свв. Апостолов и Евангелистов, в сребро-позлащенных ризах. Вокруг иконостаса железная позолоченная решетка. Иконостас устроен за счет прихожан с разрешения Епархиального начальства в 1851 году (Указ Костромской Духовной Консистории  за № 16625), а прежний продан в село Никольское, что на Молохте для вновь строящейся церкви.

Иконостас в приделе во имя Всех Святых - двухъярусный с колоннами и резьбой.

Внутренняя часть Троицкого храма и алтаря по штукатурке  украшена масляной иконописью греческого письма. Записей о времени росписи храма не сохранилось. На своде и стенах храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это инте­ресный памятник начала 18 века, выполнен­ный полностью в традициях росписей 17 века. На восточном лотке свода написано «Вознесение», на остальных - изображе­ния небесных сил. На стенах многочисленные композиции расположены в виде узких фризообразных ярусов. В духе древнерусской монументальной живопи­си предыдущего столетия написаны па­лата (4-й ярус сверху на северной стене), а рядом - сцена в интерьере, представ­ленном «в разрезе». На откосах окон в верхней части изображены Богородич­ные иконы, по их сторонам - сюжетные композиции в два яруса. На щеке запад­ной арки - характерный для этого времени пятифигурный «Деисус» в медальонах.

Колокольня и торговые ряды

Колокольня при Свято-Троицком храме - каменная,  столпообразная, стоит отдельно, одноэтажная, с одною главой и восьмиконечным крестом с железными цепями. В 1873 году она была покрыта железом и окрашена белой краской до колоколов, а от колоколов  до низа - желтой по кирпичу; колоколов на ней - восемь. К колокольне с северной и южной сторон пристроены лавки (торговые ряды), которые отдавались  в аренду  в пользу храма. Сте­ны рядов кирпичные, оштукатурены, тогда как колокольня побелена по обмазке.

Столпообразная, восьмигранная в плане, колокольня - с арочным ярусом звона и граненым шатром - характерный па­мятник традиционной архитектуры мест­ных торговых сел. Углы восьмерика оги­бают лопатки, пересеченные под арками звона широким поясом с поребриком. Импосты и архивольты арок также обра­ботаны поребриком, а на ребрах их усто­ев помещены трехчетвертные колонки. Шатер, завершенный луковичной глав­кой, прорезан тремя рядами слухов.

Корпус торговых рядов, первона­чально одноэтажный и двусветный, выстроен в стиле позднего классицизма. Он расчленен поперечными стенами на ряд лавок, обращенных окнами к улице. Композицию фасадов формирует ритм арочных ниш, пересеченных на уровне импостов гладким пояском. Крайние ни­ши по сторонам фасадов включены в рустованные участки стен. Окна в нишах завершены клинчатыми перемычками.

В на­стоящее время протяженный прямо­угольный объем торговых рядов включает находящийся в центре восьми­угольный первый ярус колокольни, про­должаясь от нее почти симметрично вдоль улицы. Интерьер рядов сильно перестроен. Ярусы первого и второго света ныне разделяет плоский потолок по балкам. Верхние окна рядов зало­жены.

Часовни Троицкой церкви

Храм имел четыре часовни. Часовни, расположенные с северо-восточной и юго-восточной стороны - не сохранились. Об их существовании свидетельствуют фотографии Троицкого храма, сделанные в 1921-ом и 1930-ом  годах, а более никаких сведений о них не сохранилось. Когда разрушены  эти две часовни – неизвестно.

Сохранившиеся часовни располо­жены перед западным фасадом Троиц­кого храма: одна в начале, другая в конце небольшого отрезка улицы. Обе по­строены в 1-ой половине 19 века. К 1980-м годам северная из них утратила перво­начальную кровлю, а к южной была добавлена поздняя пристройка. В стенах обеих часовен растесаны новые проемы. Кирпич­ные стены оштукатурены и побелены. Скромные квадратные в плане часов­ни выполнены в формах позднего клас­сицизма. Первоначальная железная кро­вля (сохранилась только на южной ча­совне) завершена вазообразной главкой и имеет сложную форму в виде четырех­гранного купола с несколькими уступа­ми-переломами. В нишах «вынутых» уг­лов объемов поставлены колонны без капителей. Фасады расчленены пояском на два яруса; на флангах граней и по сто­ронам проемов - пилястры. Интерьер южной часовни перекрыт сомкнутым сводом, а северная имеет плоское балочное перекрытие. Перво­начальное убранство интерьеров не со­хранилось. В настоящее время обе часовни внешне имеют одинаковый вид.

Старожилы Писцова утверждали, что Троицкому храму более пятисот лет. Говорят, есть подземный ход, соединяющий все Писцовские храмы. Есть предание, что при Иване Грозном в Писцово сослали плен­ного татарского царевича, и он сидел в колокольне. Пол в колокольне был построен без пил. «Расколют бревно и стелют». У Свято-Троицкого храма были очень красивые «эмблемы». Широкая чугунная лестница до самой дороги. Ворот не было.  У входа висела икона, примерно, 40x40 см. Об удивительной иконе над входом в Троицкий храм вспоминают многие старожилы села Писцова. Идешь с южной стороны села мимо храма – видишь одно изображение на иконе, идешь с северной стороны – другое изображение, а сверху по центру – голубь.

В журнале «Наука и жизнь» № 4 за 2005 г., с. 134: А. Калинин пишет: «В запасниках Музея истории религий в Санкт-Петербурге хранятся иконы… на одной из них на переднем плане - голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога Отца, влево - лик Бога Сына».

В  краеведческом музее  с. Холуй (Ивановской обл.) - хранится икона-голография, по описанию она напоминает икону, что  по воспоминаниям старожилов, находилась над входом  храма Святой Троицы.

***

До 1856 года при храме Святой Троицы состоял один причт, а с того года – два.

В 1863 причт храма: в штате священник, дьячок и пономарь, и сверх штата в клире состоят: священник, диакон и пономарь.

На 1927 год в приходе Троицко-Воскресенской церкви значились: «с. Писцово с прилегающими деревнями: Крошкино, Онисимцево, 1/3 д. Лыково, 2/3 д. Высоково, 2/3 д. Моруево».

Престольные праздники: День Святой Троицы, первое воскресенье по Троице.
***
 Церковь Святой Троицы служила до конца 1930-го года. В ОГУ «Государственный архив Ивановской области» имеются заявления от священников этой церкви в райисполком,  с просьбой о разрешении проведения крестных ходов и анкеты священнослужителей, датируемые 1930 годом.
В первые годы после закрытия церкви в ней было устроено зернохранилище.
 В 1929 году постановлением  Писцовского поссовета,  юго-западная часовня вмч. Параскевы, была занята под книжно-бумажный магазин Писцовского ЕПО,  в 50-е годы здесь был лимонадный цех, в 1970-х пункт приема стеклотары.
 Расположенная с северо-западной стороны храма Троицкая часовня, в которой в прежние времена держали усопших перед отпеванием,  в годы Великой Отечественной войны была отдана под жилье.
 В Великую Отечественную войну на колокольне был наблюдательный пункт за пролетающими самолетами, а в торговых рядах – хлебопекарня. Дежурная при помощи бинокля определяла, чей самолет летит, докладывала по телефону «куда следует» и записывала этот факт в журнале. В те годы, из-за пожара на пекарне, выгорела и лестница на колокольню.
 В архивных документах за 1948 год есть обращение Комсомольского райисполкома в облисполком, о том, что Троицкая церковь числится как памятник, но денег на ее ремонт у райисполкома нет.
 В 1952 году сломали трапезную часть и придел Всех святых Троицкого храма.
 В конце 60-х годов ХХ века сорвано железо с крыши и куполов; разрушены придел, парадное крыльцо с лестницей, ограда, палатки. Остались стоять только основная четырехугольная часть храма и две часовни из четырех.
 В 1970-х годах в Троицком храме был склад, а в ограде Троицкого храма располагался рынок.
 Впоследствии церковь была освобождена от складских целей и долгое время не охранялась.
 В 1973 году были поставлены строительные леса вокруг оставшейся части храма, а в 1974 году был произведен ремонт кровли, куполов и крестов. Позднее, в 1975 году, были разобраны разру­шившиеся части храма, заложен вход, центральная четырехугольная часть храма  снаружи отремонтирована и побелена.
 Отремонтированы снаружи и часовни, входы и окна заложены, восстановлены кровля и кресты.   В 1994 году был произ­веден ремонт колокольни, а в 1995 году начался ремонт склад­ских помещений при ней. В настоящее время колокольня  и торговые ряды отремонтированы, побелены, покрыты железом и относятся к действующему храму Рождества Пресвятой Богородицы.  На 2011 год в торговых рядах находятся продовольственный магазин, парикмахерская.   В настоящее время церковь является памятни­ком истории и архитектуры республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г., № 1327).

Восстановление храмов Троицкого прихода

 

Категория: Храмы | Добавил: Skaz (23.12.2011)
Просмотров: 3204