Главная » Статьи » История и легенды Писцова » История |
Второе ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского 1612 г.
Один из вариантов маршрута Д. Пожарского в Суздаль - через дворцовое село Писцово *** Остановимся на предположении авторов - Козлова В.Ю., Дьякова А.Б: «Рассмотрев версии движения ополчения Ярославль-Ростов, мы видим, что в обоих вариантах маршрут Пожарского в Суздаль пересекается в одной точке, на суздальской дороге в районе переправы через р. Которосль в ныне городе Гаврилов-Ям. Её мы будем считать местом, где разошлись пути войска и Б.М. Пожарского в Суздаль … Карта 1 (Предполагаемый путь отряда Д.М.Пожарского: Гаврилов Ям – Ставотино) Из этой точки отряд Д.М.Пожарского мог попасть в Суздаль двумя путями. Первый - по Большой столбовой дороге, именуемой «Суздалкой», через Овсянниково на Нажерово-Аньково-Мирславль-Гаврилову слободу (ныне Гаврилов-Посад) - Суздаль. Всего120 км. Второй путь по Большой столбовой дороге через Ставотино на Писцово-Иваново-Кохму-Шую-Лежнево-Суздаль. Всего 170 км. Оценивая сложившуюся ситуацию и последующие события, Верховный правитель всея земли, облачённый исполнительной властью Советом всея земли, на наш взгляд, мог выбрать второй путь движения для эффективного решения проблемы сбора дополнительных сил и средств, в решающей битве за Москву. Поэтому его отряд мог в Ставотине повернуть на с. Писцово (упом. в 1579 г) и далее 35 вёрст до с.Иваново-Шуя-Лежнево-Суздаль-Гаврилова слобода-Аньково-Ильинское (Хованское)- Ростов. Всего 290 км». Карта 2 (на карте путь от с. Писцово до с.Иваново-Шуя-Лежнево-Суздаль-Гаврилова слобода-Аньково-Ильинское (Хованское)- Ростов) Рассмотрим предполагаемый путь от границы Гаврилов–Ямского района по территории Комсомольского района (в его нынешних границах). Оценим потенциал сел и городов, на который мог рассчитывать князь Пожарский. В больших селах, кроме промыслов квалифицированного труда, существовали и более доступные всем промыслы, которые были непосредственно связаны с жизнью тракта, с его обслуживанием. К таким обычно относились: извоз (перевозка на своих лошадях чужой клади, иногда в качестве извозчика на хозяйской лошади), дворничество (содержание постоялых дворов), различные торговые услуги: содержание харчевен, кабаков или трактиров, торговля фуражем, дегтем, продовольствием, увязочным материалом (рогожи, кули, веревки и пр.), а так же содержанием кузниц и экипажеремонтных мастерских. От границы Ярославской области до Писцова расположены старинные села: Тюгаево, Подозерье, Гробищево, Никульское, Березники.
***
Современная автотрасса Иваново-Ярославль и дороги на карте 1793 года Современная автотрасса Иваново - Гаврилов Ям - Ярославль идет мимо старинных сел: Тюгаево, Гробищево, Березники, Писцово – оставляя их в стороне. Карта 3 (карандашом нанесены дороги, которые сущ. на карте 1793 года) Карта 4 (дорога из Писцова через Березники и Гробищево) *** История сел Тюгаево, Подозерье, Гробищево, Никульское, Березники До революции села: Подозерье, Гробищево, Никульское, Березники и Писцово входили в Нерехтский уезд. На карте 1793 года они связаны с дорогой, которая проходила через эти села и направлялась в Ярославскую губернию через село Остров до села Пружинино и далее до с. Ставотино. Село Тюгаево до революции относилось к Шуйскому уезду Владимирской губернии. На Тюгаево, по карте 1793 года, можно было проехать от Ставотино - Пружинино – Никитское – Осенево – Тюгаево. Прямой дороги соединяющей Пружинино – Никитское не было. От с. Никитского была еще дорога через с. Подозерье на Тюгаево – Березники –Писцово. Карта 5 (дорога из Писцова через Березники, Гробищево, Никульское) *** Рассмотрим историю этих старинных сел, которые возможно посетил Д. Пожарский при путешествии в Суздаль. Село Тюгаево. В сборнике В.А. Ельфина «Наши веси: историко-краеведческие записки» о Тюгаеве дана такая информация, что на реке Лахость находится село Тюгаево. Названо от имени монгольского хана Тугая. Следовательно поселение возникло давно, в XIII-XV веках. Карта 6 (расположение Тюгаева и Писцова) Правда, бытует романтичная легенда о том, что гулял когда-то в этих местах атаман Тюгай – защитник бедных и гроза для богатых и несправедливых. Будто бы и сейчас где-то под тремя вязами на берегах местной речушки ждет своего счастливого открывателя спрятанное им добро. Известно, что до 1798 года в селе была деревянная церковь, и в том году прихожане выстроили каменную пятиглавую, в честь свт. Николая Чудотворца. Тюгаево славилось большими ежегодными ярмарками. с. Тюгаево. Храм свт. Николая Чудотворца (1798 г.) Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Владимир, 1898 г. *** Село Подозерье. До революции село относилось к Нерехтскому уезду Костромской губернии. Село Подозерье – это не поселок Подозерский. Располагалось оно юго-западнее Подозерского озера, за деревней Окулово. На карте 1793 года д. Окулово значится селом, а Подозерье – погостом Николо-Подозерье. Поселок же Подозерский расположен юго-восточнее Подозерского озера. Сейчас в поселке построен небольшой храм в честь свт. Николая Чудотворца. В Подозерье, по карте 1793 года, можно было проехать от Ставотино - Пружинино – свернув, не доезжая полпути до села Остров. Карта 7 (Подозерье) Храм свт. Николая Чудотворца «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», Кострома, 1911 г. *** О селе Гробищево в сборнике В.А. Ельфина «Наши веси: историко-краеведческие записки» сказано - расположено среди болот у истоков реки Лахость. Название селу дано по месту его расположения: в гиблом месте – «гробище», где легко утонуть, найти себе могилу. В Гробищево, по карте 1793 года, можно было проехать от Ставотино - Пружинино – с. Остров – далее развилка – юго-запад Гробищево, а юго-восток Никульское (см. карту 9). Карта 8 (на карте села Гробищево и Писцово) 1821 г. Летний храм Михаила Архангела с приделами свт. Николая Чудотворца и мчч. Гурия, Самона и Авива выстроен в 1771 г. Зимний храм Покрова Богородицы с приделом Всех святых - в 1792 г. «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», Кострома, 1911 г. Комплекс храмов с. Гробищево Карта 9 (путь от Пружинино - Остров- Гробищево- Никульское) 1793 г. *** Село Никульское. Название села образовано от имени особо почитаемого на Руси свт. Нколая Чудотворца. Село расположено недалеко от трассы Писцово – Нерехта. Не доезжая до д. Степашево - повернуть с трассы налево. Старая дорога соединяет села Никульское и Гробищево, и выходит на трассу Иваново-Ярославль. В Никульское, по карте 1793 года, можно было проехать от Ставотино - Пружинино – с. Остров – далее развилка – юго-запад Гробищево, а юго-восток Никульское. От Никульского до Писцова путь лежал через деревню Шатры. Вот упоминание о д.Шатры в «Актах, собранных в библиотеках и архивах Росс. Империи Археологической экспедицией. Том 1. 1294-1598 гг.:
Храм свт. Николая Чудотворца «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», Кострома, 1911 г. *** Село Березники - одно из древнейших в округе. Впервые оно упоминается под 1453 г., когда княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого князя Василия Дмитриевича, завещала его своей снохе, княжне Марье «до ее живота, а по ее животу внуку, князю Юрию Васильевичу». В XVII-ХVIII вв. село принадлежало Переяславль-Залесскому Данилову монастырю. В начале XVII в. Березники опустошили поляки и литовцы, и оно превратилось в пустошь. Пустошь стала заселяться в 1700-х годах. В сборнике В.А. Ельфина «Наши веси: историко-краеведческие записки» сказано, что название села Березники произошло от слова «береза». Карта 10 (на карте с. Березники) «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии», Кострома, 1911 г. с. Березники. Деревянная церковь (1724 г.). Престол в честь Собора Божией Матери Каменная церковь, с колокольней (1748 г.). Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Собора Божией Матери, празднования явления Ея Иконы Смоленския, и св. Иоанна Предтечи, празднования его рождества. Современный вид История этих сел в XVII веке изучена мало, но развитие, становление сел в XVIII веке и строительство больших храмовых комплексов - свидетельствуют о значении описанных сел в годы второго ополчения. Занятия населения - хлебопашество, плотничный промысел, кузнечное ремесло, ручное ткачество. ***
Часть II (З. Абакумова. Краеведческий материал) *** | |
Категория: История | Добавил: Skaz (25.07.2012) | |
Просмотров: 4615 |