Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 00:48
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Гости музея

Гид по музею

Летопись села

Главная » Статьи » История и легенды Писцова » История

Один из вариантов маршрута Д. Пожарского в Суздаль - через дворцовое село Писцово в 1612 году. Часть II. З. Абакумова
Из истории Писцова

В стороне от современной трассы остается и старинное русское село  Писцово, которое всегда было несравненно больше предыдущих сел.

Упоминание о Писцове нашлось в работах историка-документалиста Сергея Шумакова. В подготовленном учёным  сборнике документов «Сотницы, грамоты и записи. Костромские сотницы 7068-7076 гг.» сведения о Писцове относятся  к 1568 году:

Сергей Шумаков. Сборник документов

«Сотницы, грамоты и записи. Костромские сотницы 7068-7076 гг.»

Рассмотрим и сведения, предоставленные историком В. Куприяновским:

В. Куприяновский, газета «Заря» №56 от 11 мая 1983 г

Расположено Писцово на открытой местности со слабым рельефом, по которой протекает р. Черная. Село, возникшее на оживленных торговых путях из Шуи, Суздаля и Костромы, было уже известно в 1627 г. как дворцовое; название происходит от поселившихся здесь царских писцов.

2 февраля 1660 года село Писцово с деревнями (370 дворов), было пожаловано царем Алексеем Михайловичем кня­зю Ю.А. Долгорукову по случаю выступления его в 1659 году на ратное поприще против поляков, которых он разбил под Вильной и взял в плен гетмана Гонсевского, со всей артиллерий и обозом.

***

Большие дороги и тракты проходившие через Писцово

Кроме дороги соединяющей Писцово с селами Березники, Гробищево, Тюгаево и далее с селами расположенными на территории бывших Ярославской и Владимирской губерний, через Писцово проходило еще несколько дорог:

Карта 11 (1793 год - Большая дорога из Суздаля в Нерехту)

I. Большая дорога -  из Суздаля в Нерехту (через Писцово)

Существует предание, что через Писцово проезжал царь Иван Грозный: останавливался здесь, и  зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца  «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм  был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее.

Царь Иоанн Васильевич, во время подготовки к Казанскому походу, совершил ряд паломнических поездок и посетил многие города Московской Руси. Он молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов.

Во время Казанского похода 1552 г. Иван Грозный выступал в роли освободителя населения огромного региона, страдающего от татарских набегов. Во многих селах России сохранилось в народной памяти, и дошло до нашего времени в устно-поэтических рассказах, доброжелательное отношение Ивана IV к населению тех мест, где он останавливался и пил воду из местных колодцев. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

Обратимся и к другим свидетелям, проделавшим путь от Шуи до Костромы через Писцово, или в обратном направлении.

В «Материалах  для географии и статистики. Костромская губерния (1861 г.)» находим следующие сведения:

                                           

                                             

В «Путевых записках» Преосвященнейшего Митрополита Платона Московского и Калужского, в Ярославль, Кострому и Владимир есть запись: «Выехали из Вифании августа  18 дня, 1792 года, в 6 часу по полудни, на  почтовых подводах... В архиерейском доме переночевав, выехали из Костромы в Суздаль 23 числа в 8 часов… От господина генерал-губернатора послан был капитан исправник, проводить, чтобы не имели мы остановки в лошадях; дорога была очень хороша и не гориста до самаго Суздаля, которая простирается до 170 верст, чрез село Ивановское. Разстоянием от Костромы 40 верст стоит Нерехта город, хотя небольшой, но порядочно по плану весь выстроен, деревянным строением, но порядочным; улицы прямыя и cyxия, ибо пещаныя, и церкви в нем, коих семь,   все каменныя, не худыя; положение  видное и красивое и окружности приятны…      Примечено по той дороге три села до Суздаля: село Писцово, князя Голицына,   которое имеет дворовъ до 500; домы крестьян очень хороши и более походят на купеческие; две церкви каменныя; село Ивановское, графа Шереметева, в нем домов до 1000; три церкви каменныя, колокольня с часами, домы каменные и деревянные xopoшие и много в нем фабрик набойчатых; село Лежнево, разных помещиков, которое около 400 дворов; две церкви каменныя: домы деревянныя не худые; есть и каменные и имеются фабрики набойчатыя. Заезжали, по дороге, от Суздаля в 30 верстах, в пустыню Золотниковскую;  ходили  в церкви  и  по  монастырю; ограда каменная и церкви две каменныя, средственныя; впрочем пустыня недостаточная и в неустройстве; в ней один только строитель, да несколько послушников бельцов. Не доезжая пустыни есть несколько лесов; впрочем более места безлесныя.

В Суздаль приехали в третьем часу по полудни 24-го числа; сперва заехали в Спасо-Ефимьевский монастырь, который стоит в стороне восточной города к полю; в нем ходили по церквам и по монастырю; церковь такая же, какая в Ярославле и Костроме, только меньше…».

Весь путь, от Костромы до Суздаля, длиной в 170 верст занял  31 час – менее полутора суток.

 

Этой же дорогой, только в обратном направлении следовал Великий Князь Александр Николаевич. 13 мая 1837 года в 12 часов дня‚ Его Императорское Высочество, Великий Князь Александр Николаевич при путешествии своем по России, проследовал в Кострому через старинное село Писцово. С ним был его воспитатель В.А. Жуковский и  учитель истории К.И. Арсеньев (родом из Костромской губернии). Вот как повествует об этом историк В. Куприяновский:

В. Куприяновский, газета «Заря»  от 12 мая 1983 г

1847 год. В селе Писцово открылась почтовая станция. «Владимирские губернские ведомости» от 16 августа 1847 года (по старому стилю) сообщают: «Владимирская губернская почтовая контора вследствие изъясненного в предписании Почтовым Департаментом приказания господина главноначальствующего сим объявляет, что в Шуйского уезда селе Иваново вместо существовавшего почтового отделения 1-го числа сего месяца августа открыта почтовая контора 3-го класса и с 2-го числа открыт почтовый тракт от Шуи через селения Иваново, Писцово и Поемичье, а потому почтовые станции учреждены в следующих пунктах: в селе Иваново, деревне Буньково, селе Писцово и Поемичье».

В Метрических книгах за 1860 год записан – смотритель Писцовской почтовой станции Нерехтского у. Костромской губ. – Алексей Александрович Владимиров (р. 1821).

В «Расписании почтовых станций и на них лошадей» за 1861 год значится: от Нерехты на Владимир – станция Писцово, 32 км, 4 лошади, находится 3 человека, станция содержится ротмистром Виктором Ратьковым.

                                                 

                                                 

                                                                   

    В 1901 году начальником Писцовского почтово-телеграфного отделения значится коллежский  регистратор Василий Михайлович Алексеев. В 1916 году начальник почтово-телеграфного отделения г.с. Николай Васильевич Стоянов,  надсмотрщик н.ч. (не имеющий чина?) Леон. Сам. Грибанов, почтово-телеграфный чиновник н.ч. Кон. Гр. Иконников.

1854 год. В Памятной книге Костромской губернии за 1854 год говорится о том, что через Писцово проходил Владимирский тракт:

                                         

В Писцове многие занимались извозом. Из воспоминаний старожилов села известно, что в Писцове есть Ларионовская яма. В этом местечке стоит дом, в котором жил некто Ларионов – он занимался извозом.

Торговые пути рано определили хара­ктер развития Писцова. Невыгодность обработки земли и невозможность прокормиться одним земледелием: малые земельные наделы и малоплодородная почва (песчаная и глинистая) породили не только отхожий плотничий промысел, но и тягу к коммерческой деятельности, ручному ткачеству, крашению и набивке ситцев.

В конце XVIII и в начале XIX вв. в Писцове  существовало 10 фабрик, на которых ткали из льняной  пряжи пестрядки и фламские полотна. Но после  1812 года, с развитием производства хлопчатобумажных изделий, фабрики эти прекратили свое существование.

В 1847 году в Писцове было две ситцевые фабрики.

К 1857 году существует одна механическая фабрика для печатанья ситцев – почет­ных граждан Рыскиных.

В 1870 году ситцевую фабрику Рыскиных приобретает Наталья Дмитриевна Павлова, но вскоре она все дела передает сыну А.Д. Павлову.  При Александре Дмитриевиче фабричное дело развивается успешно. Ситцы отправляли в Москву‚ Харьков‚ Ирбит, Симбирск и Ростов.

В 1888 году «Торговый дом А.Д. Павлов и Сыновья», вместо ситцевой фабрики, выстроил новую бумаготкацкую фабрику.

Торговый знак писцовского фабриканта А.Д. Павлова

С 1889 года, вновь выстроенная бумаготкацкая фабрика переходит к середскому фабриканту И.И. Скворцову и действует как «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Под этой фирмой она проработала до национализации предприятий в годы советской власти.

Писцово всегда было волостным, а с 1929 года по 1932 год  - районным центром.

***

Пройдя через Писцово дорога направлялась в село Афанасьево. Село Афанасьево до революции  входило в состав Шуйского уезда Владимирской губернии.

1794 год. Здесь раскрывает тайну участка старой дороги юный краевед из Бунькова:

Тайна старой дороги

 

                            Старая дорога идущая через село Афанасьево.

                                                 Фото З. Абакумовой

В 1997 году при посещении села Афанасьево, один из старожилов этого села поделился с нами информацией о своих находках. Это был старинный медный крестик и чугунная плита с гербом Владимирской губернии, которая раньше была укреплена на стене деревянной часовни, стоявшей на границе Костромской и Владимирской губернии. С одной стороны часовни была укреплена плита с гербом Костромской губернии, а с другой – Владимирской:

Фото З. Абакумовой (1997 г) 

 

Название села образовано, очевидно, от имени первого поселенца – Афанасия.

Храм Воскресения христова в с. Афонасьево

Фото З. Абакумовой

Историко-статистическое описание церквей

и приходов Владимирской Епархии. Владимир, 1898 г.

Рядом с храмом располагался Постоялый двор

Фото З. Абакумовой

***

II. Дорога из Суздаля - Тейкова (через Писцово)

Основной магистралью, фор­мирующей планировочную структуру села Писцова, яв­ляется старая дорога из Суздаля и Тейко­ва:

 

Карта 9 (дорога из Суздаля через Тейково на Писцово)

 

И, наверное, писцовские плотники - выполнявшие строительные работы в Суздальском Евфимиевском монастыре, не раз ходили этим путем.

 

Дорога из Суздаля и Тейко­ва пересекает село Писцово с запада на восток в направлении речной переправы.

Фото из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства». Писцово. Генплан: 1 – церковь Рождества Богородицы; 2 – церковь Троицы;

3 – торговые ряды с колокольней; 4 – часовня; 7 – церковь Воскресения;

8 – колокольня; 9 – часовня; 10 – ворота; 11 – церковная ограда.

С одной стороны реки Троицкий храм – дату постройки относят к концу XVII века.

 

Храм Святой Троицы (дата постройки неизвестна)

«Статистическое описание церквей и соборов Костромской

 епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г.

 

 

Храм Рождества Богородицы(1808 г.)

 

В 1808 году в Писцове, иждивением крестьянской вдовы А.Д. Ледневой,  возводится храм Рождества Богородицы.

За переправой,  в заречной части села - храм Воскресения Христова.

 

Храм Воскресения Христова (1748 г.)

«Статистическое описание церквей и соборов Костромской

 епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г.

 

В 1711 году здесь существовал женский монастырь.

 «Краткие статистические сведения о приходских

церквях Костромской  епархии», Кострома, 1911 г.

Храм Казанской иконы Божией Матери (1911 г.)

 

В 1911 году построен (обращен из часовни) храм Казанской иконы Божией Матери на кладбище.

В 1901 году в Писцове – 4 храма и 8 часовен.

***

А сейчас немного топонимики и истории, в которых отразилась важность населенных пунктов стоящих на старинных путях и трактах.

                                     

Карта 10 (дорога из Писцова в с. Сорохта, д. Путилова Гора, с. Строевая Гора, д. Никулино - с. Маршово)

За Писцовом дорога делилась на два направления. Первое направление - северо-восток на с. Сорохта. Второе - юго-восток, на д. Никулино. От Никулина дорога разветвлялась в сторону д. Путилова Гора, с. Строевая Гора, д. Михеево.

До деревни Путилова Гора - 4 км. Перед горой, на которой расположена деревня, течет  речка Урожка (у рожкау горы? – З.А).  Из названия видно, что этой горой проходил важный путь или несколько путей-дорог.

В  2-х км от д. Путилова Гора находится село Строевая Гора.

 

 

Старинные волости и станы в Костромской стороне1909 г.

 

 

Храм Рождества Богородицы (время постройки неизвестно)

«Статистическое описание церквей и соборов Костромской

 епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г.

«Краткие статистические сведения о приходских

церквях Костромской  епархии», Кострома, 1911 г.

Конечно же, прав историк В. Куприяновский отмечая, что не могло лихолетье смутного времени обойти Писцово, когда разорялись Шуя, Кинешма, Плес, Кострома. Я уже приводила сведения о том, что разорено было село Березники, находящееся на пути из Писцова в Ярославскую область. Но есть еще один интересный факт.

Фурмановский краевед Л.П. Королева в статье «Середская земля во время Смуты» приводит интересные сведения о Строевогорском монастыре «…простые люди, сохранили память о своих предках. Огромную признательность хочется выразить Борису Станиславовичу Есаулову за то, что он так долго и бережно хранил семейное предание. Оно дошло до наших дней, благодаря его бабушке - Прасковье Михайловне Комовой, в девичестве Морозовой (9.10.1880 - 1.02.1972), которая родилась в селе Баглаево Ивановского района, но основную часть жизни прожила на изначальной родине своих предков, в дуляпинской стороне, в деревни Масленки. Её муж, дед Бориса Станиславовича, - Комов Порфирий Дмитриевич (15.08.1880 - 28.10.1946) родился в деревне Малинники, которая стояла на монастырских землях, и поэтому, люди, родившиеся в этих местах в XIX веке, хорошо знали историю гибели монастырей на Строевой горе…».

Далее Л.П. Королева приводит такую схему:

 

                                          

На схеме отражены направления набегов поляков на Середскую землю. Одно из направлений проходило через село Строевая гора.

Вот здесь, наверное, кроется разгадка захоронений в Строевой горе, о которых писала «Ивановская газета» от 21 апреля 1993 года:

              

***

От д. Никулино через д. Михеево, минуя небольшие деревеньки,  дорога идет на село Маршово.

В сборнике В.А. Ельфина «Наши веси: историко-краеведческие записки» о Маршове сказано: село Маршово находится среди болот на реке Уводь.  Названо от слова «марш», «маршрут». Маршрут  - это путевник, указание дороги для путника.

 

В «Ивановской газете» за 2005 год, в статье А. Шустова «Безответно влюбленные в литературу» читаем следующее: «В XIX веке исчез и древний род суздальский князей Гундоровых, владевших некогда значительной территорией – весь современный Савинский район и юг Шуйского. К концу XVIII столетия осталась всего одна семья Гундоровых, сохранившая за собой только одно село Маршово с усадьбой (ныне территория Комсомольского района)». Очевидно шуйский воевода князь И.Д. Гундоров, которому Пожарский специальной жалованной грамотой князю регламентировал порядок формирования дополнительных отрядов ополчения, был представителем этого древнего рода.

Храм Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа  (1794 г.)

Историко-статистическое описание церквей

и приходов Владимирской Епархии. Владимир, 1898 г.

Из Маршова дорога шла на Иваново. Вот рассказ старожилов села Маршово, из книги В.И. Майоровой «Слово о былом» (Лондон, 2011 г.): «Село наше разделялось на двух барынь… Все хорошо жили: лошади, коровы, овцы, куры, пчелы… Я работала ткачихой на Писцовской фабрике. Извощики ездили скрозь наше село. Возили початки, основы, и мы с ними. По три лошади ехало зимой. Дорога на Яново, Логиново, Куличиху, Рожново, Микшино. Перед Рожновым ручей, дорога на  Брюхово, дальше на Погибильцево и Иваново».

***

Учитывая все вышеизложенное, становится ясно, что земли в границах нынешнего Комсомольского района, несомненно, входили в район формирования ополчения.

И вряд ли князь Пожарский пошел в Суздаль коротким путем, когда ездил в Спасо-Евфимьев монастырь «помолиться и родительским гробам поклониться». Историки отмечают, что Пожарский соблюдал великую осторожность и не раз задерживался в пути, посылая в разные стороны отряды, чтобы разбить поляков и литовцев, засевших в разных городах и селах.  

Разве мог он оставить у себя за спиной такую огромную территорию как Писцово – Иваново – Шуя – Лежнево – Суздаль – Гаврилова слобода – Аньково – Ильинское (Хованское) - без инспекций, которые проводил по дороге в Суздаль.

Проход по территориям этих  крупных поселений, несомненно, принес бы ополчению немалые дополнительные силы и средства, о которых и повествуют в своей работе «О МАРШРУТЕ ДВИЖЕНИЯ Д.М.ПОЖАРСКОГО ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ В СУЗДАЛЬ В КОНЦЕ ИЮЛЯ 1612 ГОДА» Козлов В.Ю., Дьяков А.Б. (Иваново):«Мы можем предположить, что для решения поставленных задач в крайне сжатые сроки Д.М.Пожарский должен был идти «налегке» без обоза и имел запасных, переменных лошадей. Это давало возможность уже в указанные сроки соединиться с основными силами ополчения в Ростове и 20 августа 1612 года вступить во главе войска в столицу. Сюда же подошли отряды ополченцев под руководством городового воеводы князя Р.П. Лопата-Пожарского из г. Суздаля. В это же время к Москве спешил на помощь Д.М.Пожарскому воевода князь Артемий Измайлов с владимирцами, суздальцами и шуянами.

Поставленная задача по сбору дополнительных сил и средств, для
второго ополчения была выполнена
».

 

***

Писцово и потомки князя Д.М. Пожарского

 

 

Возможно, что в недалеком будущем, историки ответят на вопрос -  каким маршрутом двигался князь Д.М. Пожарский из Ярославля в Суздаль, подтвердив это архивными документами.

А сегодня нас радует и тот факт, что Д.М. Пожарский, в лице своих потомков, все же причастен к нашей писцовской земле.

Вот о чем поведал в статье «Мне жаль, что нет князей Пожарских…» Алексей Шустов:

 

 

З. Абакумова, июнь 2012 г.

Встречи на писцовской земле

 

***

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому

Литература и материалы:

1. Следственный обыск о поступках мятежника Ивана Болотникова, производимый шуйским губным старостою Матвеем Кротковым в 1618 г. – Москвитянин, 1856, т. IV.

2. Материалы для географии и статистики России собранные офицерами генерального штаба. Костромская губерния. Санкт Петербург 1861 г.

3. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.  Ивановская область», т. 2, М.,  2000 г.

4. «Слово о былом» В.И. Майорова, Писцово, 2001 г.

5. Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. Выпуск 2. Костромские сотницы 7068-7076 гг.  Издательство: М., Университетская типография, 1903 г., - 258 с.

6. «Историко-статистическое описание села Писцово» И. Ф. Токмаков, М. 1901 г.

7. «Ивановская газета» 03.06.2005 г.; 17.01. 2006 г.

8. Л.П. Королева. Краеведческий вестник 2/2007 г., Фурманов.

9. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии. Владимир, 1898 г.

10. «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской  епархии», Кострома, 1911 г.

11. Старинные волости и станы в Костромской стороне 1909 г.

12. «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г.

[http://www.rusizn.ru/smuta015.html

http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/settlement.htm

http://tourizm.ivanovo.ru/M1-5-11

http://rudocs.exdat.com/docs/index-180478.html

http://www.rusarch.ru/kopyshev1.htm

http://a-minin.ru/referats/minin-referats-4.html

http://www.agesmystery.ru/node/1550

http://www.old-yuzha.ru/history_pozharsky.html

http://www.yaroslavskiy-kray.com/748/yaroslavskijj-uezd.html]

 

 
Категория: История | Добавил: Skaz (18.07.2012)
Просмотров: 4739