Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 02:56
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Гости музея

Гид по музею

Летопись села

Главная » Статьи » Музей под открытым небом » Храмы

Комплекс Воскресения Христова

 

В 1-й половине XIX-го века, к юго-востоку от церкви, возвели высокую колокольню, а территорию обнесли ка­менной оградой с воротами. В конце XIX-го века слева от ворот в юго-западной части территории поставили часовню, которая и завершила ансамбль.

Комплекс расположен в западной части площади Заречья и является ее композиционным центром. Занима­ет почти прямоугольную территорию и ориентирован в сторону торгового цент­ра села. Разностильность сооружений и их расположение создают живописную композицию, рассчитан­ную на восприятие из центральной час­ти села. При этом доминанта колоколь­ни уравновешивается в общем силуэте ярусным объемом храма и шатром ча­совни.

Храм Воскресения Христова. Расположен в северной части комплекса, в глубине участка. Построенный в формах нарыш­кинского барокко, он претерпел силь­ные изменения во 2-й половине XIX-го века, когда появились притвор трапезной и пятигла­вое завершение.  С западной стороны храма пристроена теплая паперть. В 1867 году к паперти пристроено каменное помещение: с правой,  южной стороны – ризница, с жильем под ней для сторожа, а с левой, северной стороны - библиотека. В 1868 году, над вновь устроенными приделами (в трапезной),  возведены главки с крестами.

Наружный вид храма четвероугольный с восьмиугольным куполом, кресты на храме и приделах были обиты железом, с железными же цепями, – восьмиконечные. Кирпичные стены, ошту­катуренные по фасадам в XIX веке, первона­чально покрывал тонкий слой известко­вой обмазки. До конца 1980-х годов под крышей четверика, с южной стороны, сохранялся фрагмент надписи: «Христос Воскресе».

В своей основе - это один из наиболее интересных памятников области в запо­здалых формах нарышкинского барокко. Традиционно трехчастную схему объем­ного построения образуют: храм типа восьмерик на четверике, полукруглый алтарь и двустолпная, уширенная в плане трапезная, скругленный на углах объем которой слегка прикрывает боковые фа­сады. Алтарь и трапезная  - равновысокие, и достигают уровня первого яруса двусветного четверика. Углы четверика и восьмерика обработаны огибающими лопатками, а поздние штукатурные кар­низы и наличники скрывают пояски поребрика первоначальных карнизов, осно­вание восьмерика и цоколя. Восьмерик завершен широким поясом с профилиро­ванными арками кокошников, поставленными попарно над каждой гранью. Окна второго света четверика имели ви­сячие гирьки, а высокие килевидные за­вершения окон восьмерика были вреза­ны в профиль карниза. В пятиглавом за­вершении выделяется восьмигранный глухой барабан центральной главы с трехчетвертными колонками на ребрах. Восьмерик, опирающийся на стены и тромпы в углах четверика, перекрыт восьмилотковым сводом. В трапезной ­система коробовых и лотковых сводов, в апсиде - конха. Поздний притвор с двумя помещениями по сторонам имеет плоские перекрытия.

Стены внутри xpaма были расписаны живописным письмом.  В трапезной - окрашены в светло-фиолетовый цвет и украшены  белой лепниной.

Престолы: главный во славу Воскресения Иисуса Христа из мертвых. Алтарь не имеет разделений  и никакого особенного устройства. Иконостас нового устройства с колоннами в шесть ярусов; в нем  царские врата резные. Два придела устроены в 1868 году в теплом храме (в трапезной) в честь: св. апостола Иакова Алфеева – на правой стороне, и св. вмц. Параскевы на левой стороне. Иконостасы - двухъярусные, устроены под вид разноцветного мрамора с золоченою резьбою, живопись искусно написана масляными красками, для икон устроены золоченые киоты. Иконостасы устроены с благословения преосвященнейшего Платона  архиепископа Костромского и Галичского (р.1809 - +1877 гг.). Прежние иконостасы переданы в село Широково (ныне Фурмановского района), во вновь выстроенную церковь.

Самой древней местночтимой иконой в храме была икона св. великомученицы Параскевы.

Под церковью находится подвал, где размещались печи калориферного ото­пления.

Первоначальное убранство интерьера утрачено за исключением незначительных фрагментов живописи. В нижнем ярусе арочных откосов окон четверика, расположенных по обе стороны  главного алтаря, сохранились фрески Костромских святых: прп. Тихона Луховского,  прп. Пахомия Нерехтского,  прп. Геннадия Костромского. На западной части четверика над входом – фреска «Воскресение Христово».

В 1930-е годы часть про­емов в храме была расширена, пробиты своды, устроены новые перегородки, сняты лу­ковицы глав.


Колокольня.  Выстроена из кирпича, отдельно от храма, на южной стороне и оштукатурена. Четырехугольная, трехъярусная с колоннами и фронтонами, имела на шпиле восьмиконечный крест. Шпиль и крест по дереву были покрыты белым железом.

Сооружение выдержано в стиле классицизма. Квадратные в плане ярусы, последо­вательно уменьшающиеся в размере, прорезаны крупными арочными про­емами. Колокольня завершена куполообразной четырехгранной кровлей с люкарнами и квадратным постаментом главки, который также имеет арочные проемы. Грани каждого яруса обрабо­таны в виде портиков с колоннами на пьедесталах, полным антаблементом и треугольным фронтоном (последний отсутствует только в верхнем ярусе). Арки проемов, обведенные архиволь­тами с замковыми камнями и полочками импостов, вписаны в прямоугольные ниши. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом с узкими диагональными лотка­ми, второй имеет плоское балочное пе­рекрытие, а третий - сомкнутый свод. В толще кладки юго-восточного нижнего устоя устроена лестница.


Ограда с воротами. Первоначально ограда ок­ружала весь комплекс, к настоящему времени сохранилась только отчасти на южной стороне. Ворота, обращенные к центру села и улице Зарека, расположены под углом к последней на западной границе комплекса. Ограда и ворота выстроены из кирпича, оштука­турены и побелены. Ограда расчленена лопатками на прясла, декорированные веерообраз­ным рустом.

Трехпролетные ворота вы­полнены в формах раннего классицизма. Крупная центральная арка, прорезаю­щая массивную, сужающуюся к верху стенку, фланкирована парными дориче­скими колоннами. Импосты арки за ко­лоннами обработаны профилированны­ми поясками. Тяжелую стену над аркой, завершенную фронтоном с пьедесталом главки, несколько облегчает овальная ниша. Пониженные боковые участки стены с небольшими арочными калит­ками рустованы до уровня импостов и завершены неполным антаблементом.


Часовня. У ворот ограды Воскресенского храма находится часовня с образом Нерукотворного Спаса, написанным на стене врат прежней ограды.

По преданию, при ремонте ворот строители попытались счистить образ Спаса со стены, побелка попала им в глаза - глаза воспалились и разболелись. Когда же было принято решение оставить образ,  и возвести над ним часовню, то строители исцелились.

Образ этот очень древний, народом почитался за чудотворный и постоянно, днем и ночью, усердно посещался богомольцами. Возле образа горела неугасимая лампада, и масло из лампады раздавалось всем болящим и скорбящим.

Часовня - небольшое кирпичное соору­жение в русском стиле. Прямоугольная в плане, она поставлена на низкий подклет и завершена граненым шатром с килевид­ными кокошниками в основании и глав­кой. Миниатюрный объем крыльца с арочными входами на западном фасаде завершен изогнутым лучковым карнизом. Композиции фасадов симметричны. Декор включает характерные для дан­ного стиля детали: тройные колонки на углах с крупными поясками-перехвата­ми и кубическими капителями и раскрепованный над ними многопрофильный карниз с сухариками. На боковых фасадах помещены по два арочных окна с ар­хивольтами и замковыми камнями. Часовня перекрыта парусным сводом с диагональными лепными поясками.

В таком виде часовня выстроена в начале XX века. Окна в  часовне были застеклены витражным стеклом. Полы были выстланы метлахской плиткой.  На часовне было 5 глав с позолоченными крестами. По некоторым внешним элементам декора она в миниатюре напоминает Александровскую часовню в Костроме.

В настоящее время находится в руинированом состоянии, убранство интерьера утрачено, частично сохранился образ Спаса Нерукотворного написанный на стене часовни.

***

До 1852 года в приходе храма Воскресения Христова состояли пять деревень: Никулино, Михеево, Припеково, Кожевники и Дьяконово, которые были отчислены от села Писцова в приход церкви Вознесения села Дмитриевского, по просьбе помещицы. С 1852 года приход храмов Святой Троицы и Воскресения Христова состоит из села Писцово и деревень: Седельницы (до 1910 г.), Высоково, Моруево, Крошкино, Анисимцево и малой части деревни Лыково.

До 1856 года при храме Воскресения Христова состояло два причта, а с того года – один: священник, дьячок и пономарь. Сверх штата состояли в клире: священник, диакон и пономарь.

Престольные праздники: Пасха Христова; ап. Иакова Алфеева - 9/22 октября, 30 июня/13 июля; вмц. Параскевы 28 октября/10 ноября.

Точная дата закрытия Воскресенской церкви неизвестна. В архиве сохранилась опись Воскресенской церкви от 24 ноября 1925 года составленная протоиереем Геннадием Ианнуариевичем Крутиковым: «Церковь каменная, крытая железом, 7 глав с позолоченными крестами. В ограде колокольня, на верху коей крест позолоченный. На колокольне колоколов 8, пест деревянный один. Церковь обнесена каменной оградой. Ограда крыта железом. При вратах для входа имеется часовня Спасителя, каменная, крытая железом. На часовне находятся 5 глав с позолоченными крестами. Под часовней имеется помещение для сторожа, с печью. Вне ограды находится деревянная сторожка.

Иконостас в холодной церкви – 6 ярусов. Икон в нем – 36. Из них в ризах на царских вратах – 7 (две серебряные ризы изъяты). В иконостасе в ризах – 6. В киотах на стенах – 8 (две ризы изъяты).

В церкви два придела-алтаря св. ап. Иакова Алфеева и св. вмц. Параскевы в них – 22 иконы (3 серебряные ризы изъяты). В киотах – 5 икон. Икон малых – 6; икон малых – 4; икона большая без рамы в киоте - 1; икон в ризах - 2; в ризах и киотах – 4. Икон на царских вратах – 12. Икон в киотах на стенах – 4, в ризах – 6. В алтарях  в ризах икон – 9, без киотов – 8.

В библиотеке иконостас вставлен в арку, с 6 иконами и 2 иконы на стенах. Богослужебных книг – 76, для чтения – 222.

Имущество, находящееся  в часовне Спасителя: иконостас деревянный, крашеный с позолотой. Икон в иконостасе -14, одна из них в медной раме. Икон в киотах – 1.  Аналой деревянный. Чаша для освящения воды».

В августе 1929 года еще проходили крестные ходы от Воскресенского храма  вокруг улиц Зарека и из Троицкого храма  в  Воскресенский храм с иконой Божией Матери. 

В ноябре 1930 года  на территории  храма Воскресения Христова и в самом храме разместилась районная машинно-тракторная станция (МТС, в дальнейшем РТС, «Сельхозтехника»). В центральной части храма производился ремонт тракторов, в приделах размещались подсобные цеха, в алтаре был цех по обкатке двигателей. В часовне у ворот храма была диспетчерская.  В каменной палатке, находящейся с восточной стороны между колокольней и храмом, размещалась кузница. «Сельхозтехника» в данном храме просуществовала до 1969 года. До 1980 года в храме были складские помещения «Сельхозтехники». 

    

В настоящее время храм, колокольня, ограда с воротами и часовня находятся в руинированом состоянии, палатка не сохранилась.
 
***
В ограде Воскресенской церкви располагалось кладбище. За алтарем хоронили священнослужителей и почетных граждан села, а за колокольней - остальных прихожан из Писцова и деревень приписанных к Воскресенской церкви.
 
Категория: Храмы | Добавил: Skaz (23.12.2011)
Просмотров: 1731