Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 19:38
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 234

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Календарь

Гости музея

Гид по музею

Писцово. Время и судьбы

Главная » 2014 » Март » 29 » Памяти Вячеслава Павловича Куприяновского
16:49
Памяти Вячеслава Павловича Куприяновского

Памяти Вячеслава Павловича Куприяновского

(1944 – 1991 гг.)

          В «Календаре памятных дат Ивановской области на 2014 год», который составлен по документам  и материалам СИФ Государственного архива  Ивановской области и размещен на сайте «Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области», один из пунктов посвящен Павлу Вячеславовичу Куприяновскому:

  • 95 лет  со дня рождения Павла Вячеславовича Куприяновского (1919 -2002 гг.), литературоведа, профессора ИвГУ, доктора филологических наук, Заслуженного деятеля науки России, почетного работника высшего образования России, члена союза писателей. (Жур. «Наша Родина Иваново-Вознесенск», 2006, №6 (дек.). - С. 93).

          К этому дню памяти хочется добавить еще одну дату:

  • 70 лет со дня рождения старшего сына Павла Вячеславовича Куприяновского – Вячеслава (1944 – 1991 гг.).

В 1980-х годах Вячеслав Павлович Куприяновский, работая  в московских архивах, сотрудничал с районными газетами «Ленинский путь», «Светлый путь», «Ленинское знамя», «Заря» и др., опубликовал множество архивных документов, которые открыли новые, удивительные страницы в жизни наших старинных городов, сел и деревень. Своими трудами Вячеслав Павлович Куприяновский внес огромный вклад в развитие краеведческой работы.

Взгляните на историю старинного древнерусского села Писцово. Первое упоминание о нем относилось к 1658 году. Источник – книга «Историко-статистическое описание села Писцово» И. Ф. Токмаков, М. 1901 г.

 

Но в 1983 году в районной газете «Заря», начинает публиковать материалы о Писцове В. Куприяновский.

Многие открытия, в истории нашей малой родины, были сделаны Вячеславом Куприяновским: о разбойничьем нападении в 1618 году на село Писцово – Ивана Болотникова и о том, как жители села дали отпор этому бандиту и его сотоварищам.

 

Из его статей мы узнаем, что известные ученые и художники относят село Писцово к неизвестным шедеврам, жемчужинам ивановской земли.

Это В. Куприяновский открыл для нас «Сотницы, грамоты и записи. Выпуск 2. Костромские сотницы 7068-7076 гг.» историка-документалиста Шумакова С. А.  И первое упоминание о с. Писцово в архивных документах относится уже к 1568 году – XVI век!

Вячеслав Павлович в своих исследованиях предложил и несколько толкований названия села Писцова.

И факты, доказывающие, что писцовские плотники были искусными мастерами и выполняли строительные работы  в Шуе, Суздале и в Москве, также открыты В. Куприяновским.

 

Архивные  документы о Писцове дали новый импульс краеведам села. Исторические  факты, открытые В. П.  Куприяновским, стали основанием и отправной точкой многих краеведческих исследований.

На открытия и исследования В.Куприяновского ссылаются в своих работах не только краеведы, но и научные работники при написании диссертаций, авторы книг по истории Ивановской области. О самом же авторе многочисленных краеведческих заметок почти ничего неизвестно.

***

          Мне удалось найти материалы о В. Куприяновском на сайте  Ивановской областной библиотеки для детей и юношества:

 «Баделин В.И., Слава Куприяновский: 1944-1991 (жизнь и творчество): воспоминания, статьи, дневниковая повесть, стихи, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотолетопись, даты жизни и творчества, каталог / Павел Вячеславович Куприяновский. - М. : Иваново : ИД "Референт", 2008. - 336 с.

Уже из подзаголовочных данных книги понятно, что речь идет о многогранном и талантливом художнике - Вячеславе Куприяновском. Он громко заявил о себе в 60-е годы прошлого века на выставках в Москве, городах Иваново и Долгопрудный, а потом бесследно исчез из поля зрения многочисленных почитателей.

Слава Куприяновский - сын хорошо известного ученого, заведующего кафедрой литературы Ивановского пединститута Павла Вячеславовича Куприяновского. Он с детства выделялся своими способностями, на порядок опережал сверстников в познании математики, литературы, искусства, не мог нарадоваться на него и умудренный преподаватель в художественной школе: "Уверенная рука, острый глаз, тонкий вкус. Так дело пойдет - быть большому художнику". И Вячеслав Куприяновский стал бы таким, если бы вовремя взял курс в нужном направлении.

Но как трудно бывает выбрать один единственный путь в жизни! Вот об этих терзаниях молодежи 60-х и рассказывается в книге.

В книге помещены статьи и воспоминания тех, кто знал Вячеслава Куприяновского, соприкасался с ним в учебе и работе, а также литературное творчество самого художника: дневниковые записи, стихи. Здесь можно увидеть и репродукции его картин.

Эта книга не только дань памяти талантливому художнику, творческому человеку - она интересна для молодежи в плане поиска своего места в жизни, борьбы с теми обстоятельствами, которые мешают личности реализовываться, жизнь Славы Куприяновского является ярким примером того, как важно найти свое дело, найти себя.

Поскольку это проблемы молодежи всех времен, презентация с успехом прошла в Дни российской культуры в стенах Ивановской областной библиотеки для детей и юношества в октябре 2008 года. На презентации собрались друзья, близкие, родные Славы Куприяновского, а также учащиеся промышленно-экономического колледжа и сотрудники библиотеки».

***

        На личном сайте писателя В.И. Баделина размещена вступительная статья к книге «Слава Куприяновский»:

     «Когда художник Граф, он же К. Славский, он же В К, он же В. Куприяновский, умер физически (1991 г.), то проводить его в последний путь пришли немногие: отец и мать - оба на восьмом десятке лет, сестра с мужем, брат с супругой, заплаканная сожительница, друг детства да ещё несколько родных, знакомых и зевак. В мелком масштабе печального события была, увы, своя жестокая логика. Для   творческой   общественности   города   Иваново   и   подмосковного   города Долгопрудного, где не один год прожил мой друг, шурин, художник Вячеслав, а заобыденно Слава Куприяновский, он умер давным-давно, с тех пор как перестал писать кистью. Да он и сам выбрал свою участь...

     А как начинал!..

         Ещё   мальчишкой   Слава   выделялся.   Первенец   заведующего   кафедрой литературы Ивановского пединститута Павла Вячеславовича Куприяновского, он на порядок опережал сверстников в познании математики, литературы, искусства. Когда   десятилетнего   Славу   родители   привели   в   художественную   школу,   то умудрённый   преподаватель   Виктор   Алексеевич   Орлов   глядел   на   первые   его рисунки и нарадоваться не мог: «Уверенная рука, острый глаз, тонкий вкус. Так дело пойдёт — быть большому художнику». Но Слава в те годы мечтал стать моряком-полярником, судостроителем.

     В старших классах он серьёзно увлёкся волейболом и достиг первого разряда. Тогда же выяснилось, что Слава — высокий, стройный, стильный красавец с томиком стихов под мышкой - удивительно похож на знаменитого американского киноартиста Грегори Пека.

         В конце 50-х и начале 60-х это был самый желанный парень в Иванове. Старшеклассницы и студентки буквально висли на нём, осаждали телефон, а то и просто шли в дом, где добрейший из добрейших Павел Вячеславович только руками разводил и подслеповато щурился на пороге: я сам не видел его с утра. Осаждали Славу и бесконечные друзья: с ним весело, у него полно всевозможных, порой дух захватывающих идей. «Да нет, нет его дома», - обезоруживающе улыбалась мама - чудесная и обаятельная Мария Васильевна.

     А Слава тайком от всех махнул на велосипеде на Рубское озеро или на Волгу - половить рыбу с ночевой. Или в лес по грибы. Как и отец, он обожал рыжики. Или в Кохму навестить бабушек и дедушек. Или по городам и весям:  в Суздаль, в Боголюбово, в Переславль...

     С 16 лет Слава почти каждый день рисовал «для души» то друзей по двору, то «почеркушки» в блокнот знакомым, а раз в неделю выходил на этюды. Это было его школьное, а потом и студенческое дело: стенгазеты, сценические заставки для артистов художественной самодеятельности, КВН, праздничные афиши.

         Поступив  в  Московский  физико-технический  институт,  он  полтора  года посещал долгопрудненскую изостудию. Увлечение живописью было так сильно, что   всё   чаще   хотелось   бросить   престижный   институт   и   полностью   отдаться художничеству. В этом его горячо поддерживала директор изостудии, незабвенная Бронислава   Львовна   Гершойг.   Она   одной   из   первых   рассмотрела   в   Славе огромный талант живописца и крайнюю жизненную незащищённость - ведь от трудностей   его   тщательно   оберегали   родители.   Бронислава   Львовна   помогала Славе как могла, билась за него до последнего, трепетно хранила его лучшие работы, подаренные на память. Сохранились ли они до сего дня?..

     Гораздо скромнее ценили Славино творчество в Иванове, куда он перевёлся в энергоинститут в конце второго курса. Но ценители всё же были: ныне народный художник   России   Е.   Грибов,   заслуженный   художник   России   Ю.   Пучков, художники И. Нефёдов, А. Шушунин, В. Кравцов, В.  Серпков, искусствовед Б. Кузнецов, рядовые посетители выставок. Все они отмечали солнечное настроение, свежесть,   сочность  Славиных   акварелей,   живописных   работ,   пушкинскую лёгкость   рисунка,   отточенную   технику   его   гравюр.   Весенним   светлым православным ручьём ворвался Слава в застоявшуюся безбожную, пропахшую фабричными красителями ивановскую живопись...

         Никогда не забуду рассказ Кравцова, как они писали панно в ресторане «Иваново».  «Сделали   эскиз,   утвердили,   приступаем   к   его   воплощению   на доминантном простенке зала ресторана. По клеточкам, как положено, переносим с эскиза контуры многофигурной композиции. Тут подходит Слава Куприяновский, которого мы пригласили в помощь. Увидев наш рутинный труд, он только головой неодобрительно   покрутил.   Взял   у   меня   эскиз   с   мелком,   на   несколько   секунд прищурился, а потом за какие-то минуты широкими уверенными взмахами точь-в-точь всё повторил на стене в большом масштабе. Даже мы, профессиональные художники, были поражены удивительным чувством соразмерности. Это редкий дар.   От   Бога.   Из   него   мог   выйти   при   желании   великолепный   художник-монументалист под стать Сикейросу».

     Хемингуэй говорил: «В жизни каждого человека звонят колокола судьбы, но не каждый слышит их звон». Слава услышал, и рано. Но колокола были примерно одной величины и мощи, и он не сумел разобраться, который из них главный. Слишком много было дано ему судьбой. Беру смелость утверждать, что прояви Слава больше воли и настойчивости на одном направлении, то в равной степени мог   стать   крупным   физиком,   математиком,  инженером-судостроителем, инженером-энергетиком, журналистом, поэтом, художником...

       Многоодарённый красавец так и не совладал с возложенным на него от Бога высоким   призванием.   Тому   много   причин.   Известная   ивановская   поэтесса   Л. Щасная   в   своих   воспоминаниях   назвала   одну:   «Павел   Вячеславович Куприяновский   наверняка   очень   страдал   от   того,   что   сыновняя   (Славина) страстность   и   увлечённость   искусством,   унаследованные   от   отца,   не   были уравновешены его силой воли и умением подчинять всё избранному делу». Злую шутку сыграла со Славой и прочная тыловая «стена» в виде того же обеспеченного отца и горячо любящей матери. Роковым было и поступление в МФТИ, а потом уход оттуда. Как точно сказал один знакомый, «после физтеха путь только вверх или вниз». Подкосило Славу и то, что не принимали его искусство власть имущие собратья по кисти в родном городе. Мол, не чувствуется реалистической школы за его   полотнами,   не   наша   манера   самовыражения   (а   сомнительная импрессионистская),   ущербная   тематика:   когда   все,   включая   маститых живописцев,   считают   обязательным   отражать   в   своём   творчестве   успехи социализма   в   стране,   этот   молодой   да   ранний   умиляется   задворками провинциальных городов и деревень, а то и в открытую воспевает храмовую твердь царской России. Словно и не слыхал, что совсем недавно Н.С. Хрущёв с высокой   партийной   трибуны   пообещал   всему   советскому   народу   показать   по телевизору последнего попа в стране. На робкие возражения - дескать, не ведает, что творит, - слышалось грозное: «Ну нет, только не Куприяновский!» И правы были партийные художники.

       В надписи к рисунку храма Покрова на Нерли, сделанному летом 1963 года, есть   такое   примечательное   рассуждение   девятнадцатилетнего   Славы:   «Надо написать   Покров   на   большом   холсте   маслом   со   стороны   села   при   вечернем освещении. Здорово будет! На фоне зыбкого, колеблющегося, непостоянного и несколько жуткого фона парою сильных мазков показать незыблемую церковь. И опять-таки,   не   сделать   бы   так,   чтобы   поняли,   будто   бы   я   своею   картиной утверждаю существо Бога! Для этого подпустить на полотно побольше мистики, дышащей древностью, трагедией, разумеется, сохранив за основу мотив Покрова». В   другой   раз   под   рисунком   «Монастырь   со   стороны   реки»  Слава   намечает: «Нужно на переднем плане поставить два дома. А  за ними пусть монастырь». Снедала Славу и высокая требовательность к себе, усилившаяся после встречи с великим   живописцем   Павлом   Кориным.   Уж   если   быть,   то   лучшим.   Девизом дневника, который Слава вёл с 14 лет и который можно прочесть в этой книге, стали слова французского художника Делакруа: «Не пренебрегайте ничем, что может сделать вас великим».

         В 1968 году Слава Куприяновский отказался от персональной выставки в голубом зале газеты «Комсомольская правда», открывавшей ему членство в Союзе художников СССР. Узнав об этом через много лет, я не скрыл удивления: «Это было неумно с твоей стороны». На это Слава спокойно ответил: «Да, я мог стать самым молодым членом Союза в стране, ну а дальше-то что? Себя не обманешь. От   судьбы   не   убежишь.   А   судьба   моя,   прав   Корин,   без   блестящего художественного образования не просматривалась. Я мог бы безбедно жить и творить в масштабах области и даже добиться успеха и положения на местном уровне, но меня это не устраивало. Я хотел стать великим...».

     Я попробовал убедить Славу, что в его ещё нестарые годы, а то и позднее иные только начинают дерзать и добиваются выдающихся успехов. Слава скептически возразил: «Всё надо делать вовремя, а частность – единица не для сравнения».

     Что возразить человеку с блестящими математическими способностями? Был Слава чрезвычайно добрый, независтливый, компанейский, широкой натуры. Жил по принципу: «Гулять так гулять, курить так курить, любить так любить...» Ему ничего не стоило в один-два дня спустить большой гонорар, подарить удачную работу   первому   встречному,   отдать   последние   деньги   тому,   кто   просит... Собственно,   ему   в   1968   году   и   собрать   персональную   выставку   было невозможно... А если что и удалось найти для этой книги, то здесь большая заслуга Марии Васильевны, которая подбирала за любимым сыном все черновики и незавершённые работы.

     Отказавшись от творчества и высоких устремлений в технике, Слава попытался найти себя в семье. Когда и тут струна оборвалась, он окончательно потерял интерес к жизни.

         Близкие друзья пытались помочь, увлечь его снова искусством, но он, раз отказавшись от чего-либо, больше к этому не возвращался, что тоже заслуживает уважения».

***

        Завершить рассказ о Вячеславе Куприяновском хочется  стихами его отца - Павла Вячеславовича Куприяновского: «Юбилейные четверостишия»

 

Три четверти столетия двадцатого 
Живу на этой горестной земле. 
Есть страны более богатые – 
Россия – мать дороже мне. 
 

Двадцатый век… Он - плох или хорош, 
- Но в нём мне доживать, 
А в новый век я вряд ли вхож, 
Могу лишь помечтать… 
 

Я жизнь любил как нечто первозданное, 
Как Божий дар природных сил, 
И это чувство, страстное, желанное, 
Вечерний час не погасил.
 

Заставляли нас слова забыть: 
Совесть, покаяния, грехи, 
Честь, достоинство… А как же жить, 
Как без них писать стихи?
 

Подними глаза и погляди – 
Что на небе, наверху? 
Совесть, совесть, ты приди, 
Дай очиститься греху.
 

Не могу назвать всех поимённо, 
Кто принёс ко мне свой мёд. 
Сердце не забыло, сердце помнит – 
Каждый в нём живёт. 
 

Благодарю за всё, что было, 
Я с грустью в прошлое смотрю. 
И, хоть не всё в нём было мило,- 
Благодарю, благодарю!
 

"Живи – пока живется, 
Люби – пока любится, 
И Бог тебе судья". 
Так сказано Некрасовым 
О сути бытия, 
И с ним согласен я. 

Декабрь 1994 г.

Материалы:

Газета «Заря»: 15 января 1983 г.; 11 мая 1983 г. № 56; 12 мая 1983 г.; 25 июля 1983 г.; 22 октября 1983 г.; 5 ноября 1983 г. № 133.

[http://culture.ivanovoobl.ru/

http://iv-obdu.ru/

http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/Куприяновский_Павел_Вячеславович

http://badelin.com/books/slava-kupriyanovskiy]

 

Категория: "В Лето 2014..." | Просмотров: 1522 | Добавил: Skaz | Рейтинг: 0.0/0