Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 00:39
Виртуальный музей села Писцова

Культурно досуговый центр Писцова

Книга отзывов

Оцените мой сайт
Всего ответов: 230

Дата создания сайта - 11.10.2011 г.

Гости музея

Гид по музею

Летопись села

Главная » Статьи » Писцовское сельское поселение » История сел и деревень

Селу Дмитриевское – 240 лет (1772 г.)

Селу Дмитриевское – 240 лет (1772 г.)
(Комсомольского района, Ивановской области)


   Фото З. Абакумовой

Проезд: Автотрасса Иваново-Ярославль.
  • От Ярославля  по шоссе в сторону Гаврилова Яма до с. Писцово.
  • От Иванова  в сторону Ярославля до с. Писцово.
  • В центре с. Писцово повернуть на восток,  примерно 1,5 км до Дмитриевского.


Административно-территориальное деление

I.Дмитриевская волость
До 1918 года село Дмитриевское было центром волости и входило в состав Нерехтского уезда Костромской губернии.
О чем свидетельствуют:
1. Костромской календарь за 1898 год. Волостное правление:

2. Костр. Календарь за 1904 год. Волостное правление:

3. «Адрес-календарь Костромской губернии за 1916 год», где в разделе «Волостные правления» дана следующая информация:


4. «Список населенных мест Костромской губернии (По сведениям 1907 года). Издание Костромского Губернского Земства. Кострома 1908 г.».

Состав Дмитриевской волости:


II. От волости - к сельсовету

   С 1918 года село Дмитриевское вошло в состав Иваново-Вознесенской губернии.

   На 1920 год Дмитриевская волость включала в себя 12 населённых пунктов с общим количеством населения - 2557. В Дмитриевском - 87 домохозяйств, более десяти домов - кирпичные, постройки начала и середины XIX века, по лицевому фасаду от 3 до 5 окон. Население - 403 человека, женщин - 233, мужчин - 170 человек.

     В 1929 году образовался Дмитриевский сельский Совет, куда вошли четыре населённых пункта с числом населения 1271 человек.
   В 1954 году произошла реорганизация сельских Советов: Дмитриевский сельский Совет объединяется с Сорохтским и образует - Дмитриевский сельский Совет с центром в с. Дмитриевское. В сельсовет вошли: села Филиппково и Сорохта; деревни - Блудово, Исаково, Кабаново, Куличиха, Логиново, Маршово, Никулино, Путилова Гора, Стипирево, Строевая Гора, Цыпышево, Яново.
    В 1975 году Дмитриевский сельский Совет был переименован в Писцовский сельский Совет, с центром в поселке Писцово. Изменилась и территория сельского совета.
    В 1993 году Писцовский сельский Совет был реорганизован в Писцовскую сельскую администрацию, которая  просуществовала в таком виде до 2004 года, в составе: села - Дмитриевское, Сорохта, Филиппково; деревни - Высоково, Чудь, Ивачево.
     В 2005 году образовано Писцовское сельское поселение, в которое включены населенные пункты входившие Писцовскую сельскую администрациюю.
         На 2012 год село Дмитриевское входит в состав Писцовского сельского поселения.
История села
I. Общие сведения
Самое первое свидетельство о селе - это церковь Вознесения. В «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. протоиерей И. Беляев, С-П. 1863 г.:

Есть и ещё одно давнее свидетельство, это  карта 1793 года:

1. В метрических книгах Вознесенской церкви за 1859 год имеется запись: «...вотчины Генеральши Апраксиной с. Дмитриевского д. Седельницы...».

2. «Приложение к трудам редакционных комиссий для составления положения о крестьянах, сведения о помещичьих имениях. 1860 г., т.4».
Название владельцев и имений: Соф. Пет. Апраксина.
1. Число душ крепостных мужского пола: крестьян -1131 , дворовых -.
2. Число дворов - отдельных усадеб 420.
3. Число тягол: оброчных - 565 1/1, издольных -, состоящих частно на оброке, частно на барщине -.
4. Пространство земли (десятин):
•    состоящей в пользовании крестьян:
- усадебной: всего - 162,12, на душу - 0,14;
- пахотной -, сенокосу -, выгону -, кустарнику -, лес -.
- всего удобной и неудобной - (непонятное число - З. А), всего удобной на душу - 5,13;
•    не состоявшей в пользовании крестьян: всего удобной 44,79 и не удобной -,  в том числе кустарнику и лесу -, всего удобной на душу -.
5) Повинности крестьян платящих оброк:
- величина денежного оброка: с души - 9 р. 65 к., с тягла -;
- добавочные повинности к денежному оброку: произведениями -, работами -.
6) Примечания: (оброк собирается со всего общества 10915 р.).
Отсюда вывод: село Дмитриевское в 1859-60 гг. было вотчиной генеральши Софьи Петровны Апраксиной.

3. В «Материалах для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Костромская губерния. С.-Пб. 1861 г.» на стр. 575, село Дмитриевское значится как одно из замечательных и многолюдных сел Нерехтского уезда:

4. В книге В.Ф.Сучкова «Писцовское сельское поселение» 2008 г., дана визуальная схема села 1985 г.:

1. Церковь; 2. Обелиск; 3. Школа; 4.Колодец; 5. Артскважина; 6. МТФ; 7. Телятник; 8. Магазин; 
9, 10, 11 - кирпичные жилые дома, построенные совхозом; 12. Склад 3.Клуб

II. Памятники архитектуры и культуры

1. Храм Вознесения Господня (недействующий)
Престольные праздники: Вознесение Господне, 28 июля/10 августа, 26 октября/8 ноября.

  • «Статистическое описание церквей и соборов Костромской епархии» сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863 г.


  • «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской  епархии», Кострома, 1911 г.».





 
Фото З.Абакумовой    
  • В книге В.Ф.Сучкова «Писцовское сельское поселение» 2008 г.:
«В 1934 году церковь была закрыта и в ней были размещены продовольственная база, магазин и контора Дмитриевского сельпо.

     
Фото З.Абакумовой 
   В 1964 году Дмитриевское сельпо было объединено с Писцовским сельпо, база была переведена в посёлок Писцово, а магазин размещён во вновь выстроенном здании. Бесхозная церковь под действием дождя, ветра и времени продолжает разрушаться».
  • «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 503-506.


«ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ)

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ, посл. треть 18 - рубеж 19-20 вв. Поставлена очень живописно - возле пруда в центре села.
   К югу от храма, также на берегу пруда, расположено кирпичное двухэтажное здание земской школы, на западном фасаде которого сохранился металлический козырек на ажурных кронштейнах.
   Церковь построена в 1772 г. из кирпича и побелена по кладке; в 1840-х гг. трапезная значительно расширена приделами Смоленской Богоматери и Дмитрия Мироточивого, а на рубеже 19-20 вв. возведены ризница и сторожка по сторонам колокольни. К настоящему времени главы церкви и колокольня утрачены. Хороший образец местного сельского храма 18 в., продолжающего традиции архитектуры предшествующего столетия, с трапезной в стиле классицизма.
  Основой объемной композиции является двусветный четверик с аттиком в виде пояса декоративных кокошников, завершенный прежде пятью глухими главами.
   Закругленный алтарь, сильно выступающий к востоку, казался более крупным благодаря высокой, в два яруса, барочной кровле (утр.). Поперечно ориентированная трапезная полукруглыми апсидами приделов охватывает западные углы четверика.     
  Доминирует в композиции стройная шатровая колокольня: ее четверик с низкими пристройками по сторонам несет высокий восьмигранный столп с арками звона, увенчанный шатром с тремя рядами слухов.
     Убранство фасадов четверика выдержано в формах 17 в.: цокольный пояс с поребриком, плоские огибающие лопатки на углах, карниз с пилой и по три полукруглых кокошника на каждой из сторон, разделенных короткими лопатками. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря - с лучковыми перемычками, обрамленные полуколонками и многолопастными фронтонами с килевидным верхом. В традиционном декоре колокольни (лопатки на углах, парапет звона с балясинками, наличники слухов шатра) наиболее интересен пояс со столбиками в нижней части столпа. В классицистическом убранстве трапезной выделяются рамочные наличники окон с высоко поднятыми прямоугольными сандриками на кронштейнах и карниз с дентикулами.
  Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида - коробовым с конхой, трапезная с двумя столбами по оси север-юг - системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами; нижний ярус колокольни имеет сомкнутый свод и лестницу к звону в толще южной стены, со входом снаружи.
   Клеевая живопись в стиле барокко - яркий памятник 1-й пол. 19 в., в котором заметны также черты классицизма.
  Важная роль в росписи отведена гризайльному архитектурному декору. Классицистический карниз в основании свода с розетками и модульонами (сохранился фрагментарно), дополненный широким фризом с барочным растительным орнаментом, крепован в центре каждой стены. Между окнами первого и второго света проходит еще один подобный карниз. Под ним тянется фриз, украшенный геометрическим орнаментом, на фоне которого написаны изящные вазы с цветами и фруктами. Наиболее выразительна гризайльная композиция на западной стене: двойные витые колонны и пилоны с филенками поддерживают сильно вынесенные раскрепованные карнизы. Над ними написан легкий орнамент из растительных завитков и барочной сетки.
  В западных частях боковых стен выделяются эффектные гризайльные композиции из атрибутов Ветхого Завета.
     Свод занимает большая композиция "Хвалебная песнь Новозаветной Троице" (сохранилась фрагментарно), все персонажи которой изображены подчеркнуто динамично, единые в своем эмоциональном порыве. Оригинально написана "Троица" на восточном лотке: Христос и Саваоф указуют на Распятие с предстоящими, являющееся завершением утраченного иконостаса.
   Композиции на стенах размещены по традиционному для барокко принципу "многослойной" живописи: все сцены первого яруса и изображения евангелистов во втором ярусе боковых стен иллюзорно выдвинуты вперед, композиции верхнего яруса западной стены заглублены. Интерьер и пейзаж в сценах "Христос в доме Марфы и Марии" и "Христос и хананеянка", персонажи "Вознесения" написаны с перспективным сокращением. Среди преобладающих евангельских композиций выделяются сравнительно редкие изображения V и VII Вселенских соборов на западной стене. В иконографии "Вознесения" прослеживается влияние древнерусской живописи».
Беляев, 1863, с. 155-156; ИАК. 1909, с. 227.


2. Школа


Фото З. Абакумовой
  Двухэтажное каменное здание школы расположено в живописном месте – в центре села на берегу огромного пруда.

•    Костромской календарь за 1898 год, в раделе об образовательных учреждениях: училище

•    Костромской календарь за 1904 год:


•    В «Кратких статистических сведених о приходских церквях Костромской  епархии», Кострома, 1911 г.» есть сведения о школе: «Школа в селе одноклассная – земская».

•    Справочная  книга Костромской губернии за 1915 год:

•    В  «Адрес-календаре Костромской губернии за 1916 год» в с. Дмитриевском значиться  2-х классное училище. Почетный блюститель К.Ф. Филипычев. Заведующий М.Н. Чистяков. Учителя: А.П. Панова, Н.В. Назаров и учительница рукоделия Лар. Грошева.

•    В книге В.Ф.Сучкова «Писцовское сельское поселение» (2008 г.) о школе есть следующие строки: «Земская школа села Дмитриевское     была построена в конце XIX века за счёт собранных средств. Школа стояла недалеко от церкви на берегу пруда. Образование одноклассное. С 20-х годов XX века школа была начальная, с трёх- и четырёхклассным образованием.     
   Наибольшее количество учеников было в 40-50-е годы. Занятия проходили в две смены. С 80-х годов количество учеников резко падало, а в 1996 году школа была закрыта.
   Здание школы из красного кирпича двухэтажное, имеет кубовидную форму, перекрытия деревянные, крыша вальмовая. Архитектурные украшения наружной части стен выполнены в кирпичном стиле. На 2006 год крыша и перекрытия обвалились.
3. Обелиск в память воинов погибших в годы Великой Отечественной войны  (1941- 45 гг.)

Фото З.Абакумовой

III. Учреждения культуры

   В книге В.Ф.Сучкова «Писцовское сельское поселение» (2008 г.) рассказывается и об учреждениях культуры:
  С образованием сельского Совета было организовано Дмитриевское сельпо (сельское потребительское общество), которое снабжало население всеми товарами первой необходимости.
   В 30-е годы открылся детский сад па 30 детей.
  С установлением Советской власти в селе был открыт клуб.

Фото З. Абакумовой
При клубе создали библиотеку, а в 50-е годы была поставлена стационарная киноустановка, где регулярно, два раза в неделю, демонстрировались художественные и документальные фильмы. Хорошо была организована художественная самодеятельность.
  Сельчане не только трудолюбивый народ, но и весёлый, жизнерадостный. В клубе регулярно проводились танцевальные вечера и другие увеселительные мероприятия.
   На 2006 год клуб и библиотека закрыты.
В 2006 году домов в селе Дмитриевское с постоянной пропиской – 39, людей, проживающих в них, - 86. Дома, которые используются как дачи, - 16. Кирпичных домов, пригодных для проживания, - 4, пять домов кирпичных полностью разрушены и непригодны для жилья.

  При въезде в село, слева, в 70-е годы совхозом «Писцовский» поставлено три дома: один дом трёхквартирный и два двухквартирных. Дома одноэтажные, из силикатного кирпича.

IV. Промыслы и ремёсла
   В XVIII—XIX веках в Дмитриевском хорошо были налажены кузнечное дело, выделка кож, производство кирпича, ручное ткачество, вязание, по основной вид занятий населения - это сельское хозяйство и работа па фабрике села Писцово.
   После революции в селе был организован колхоз, а затем отделение совхоза «Писцовский».
 
V. Исторические личности


Наталья Дмитриевна Павлова

   В селе Дмитриевское в родилась Наталья Дмитриевна Павлова (Вакова, 1807-1889 гг.). О муже Н.Д. Павловой (Ваковой) – Дмитрии Ильиче и о его сыне Алексее - свидетельствует надпись на памятнике, находившемся  на кладбище Воскресенской церкви с. Писцово.
 
Две стороны одного памятника. Фото З.Абакумовой
  Сделать вывод о том, что Алексей Дмитриевич - захороненный рядом с отцом, не мог быть сыном Натальи Дмитриевны, позволяют несложные сравнения. Сын Натальи Дмитриевны – Александр и дочь Алексея Дмитриевича – Анна, родились в 1836 году. В это время Наталье Дмитриевне было 29 лет. Возможно, сын Алексей - был ребенком Дмитрия Ильича Павлова от первого брака.
  В книгах о Писцове упоминается племянник Писцовского фабриканта Александра Дмитриевича Павлова - Михаил Алексеевич Павлов, сын  Алексея Дмитриевича Павлова.
   О двух дочерях Алексея Дмитриевича свидетельствуют захоронения в селе Дмитриевском.

   Н.Д. Павлова  в 1870 году приобрела ситцевую фабрику купцов Рыскиных села Писцово и вскоре передала её сыну Александру Дмитриевичу Павлову (1836-1883 гг.).
   Похоронены Н.Д. Павлова и  А.Д. Павлов под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Писцово, о чем свидетельствует фото из книги И.Ф. Токмакова «Историко-статистическое описание села Писцово. 1901 г.»:

 «Памятники над могилами: Натальи и Александра Дмитриевича и Александра Александровича Павловых при храме Рождества Пресв. Богородицы в с. Писцово».


 Федосеевы
   Женой одного из Федосеевых была Анна Алексеевна (урожденная Павлова, 1836-1908 гг.) - она сестра  Шуйского фабриканта Михаила Алексеевича Павлова и Евдокии Алексеевне Филиппычевой.
$
  

Фото З.Абакумовой
В XIX веке торговлей в селе занимался зажиточный крестьянин М. В. Федосеев, в лавках которого можно было купить как промышленные товары, так и продовольственные.
Семёну Васильевичу Федосееву  принадлежали и торговые предприятия в с. Писцово.

Филиппычевы
   Один из Филиппычевых был женат на Евдокии Алексеевне (урожденная Павлова, 1847-1900 гг.), которая была сестрой  Шуйского фабриканта Михаила Алексеевича Павлова и Федосеевой Анны Алексеевны.


Фото З. Абакумовой
   Потомственные мастера из рода Филиппычевых занимались в селе Дмитриевское овчинным промыслом. Последний из них, II. В. Филиппычев, до 1920-х годов владел небольшим производством, где работало до 10 наёмных рабочих.
Филиппычевы имели большой кирпичный дом с пятью окнами по главному фасаду. Овчинное производство размещалось в хозяйственных пристройках при доме. Овечьи, козьи шкуры скупались па ярмарках и у населения. Выделанные овчины продавались и в розницу, и портным-шубникам, которые шили шубы, полушубки, тулупы.
Капитон Федорович Филиппычев – попечитель и почетный блюститель земского 2-х классного училища с. Дмитриевского, также состоял членом Раскладочного присутствия от земства Нерехтского уезда.

Костромской календарь 1904 год. Нерехтский уезд.


Священнослужители села
1. Пономарь Иван Степанов (упом. 1821 г.).
Священник Степан Петрович, окончил Владимирскую духовную семинарию, священник в с. Дмитриевское Костромской губернии с 1823 года. Сын священника Петра Семёнова сына.
2. Священник Иаков Кондратьевич Нифонтов, с. Дмитриевское, Нерехтского уезда. 47 лет (в 1871 г). Посв. в сан 26 октября 1847 г., законоучитель с 1867 г., награды: набедренник,  крест в память войны, упом. в 1871 г.  
3. Священник Александр Иванович Каллистов, с. Дмитриевское, Нерехтского уезда. 35 лет (в 1871 г). Выпускник Костромской духовной семинарии 1856 г., 1-го отделения. Посв. в сан  21 ноября 1855 г. Награды: крест в память войны.
4. Диакон Федор Васильевич Магницкий, 60 лет (в 1871 г), посв. в сан 28 мая 1831 г., упом. в 1871 г.
5. Священник Василий Сокольский.
6. Священник Иоанн Михайлович Каллистов (упом. 1871 г). В выпускниках Костромской духовной семинарии 1868 г., законоучитель (упом.1898 г).
7. Диакон Иоанн Троицкий (упом. 1871 г).
8. Псаломщик Николай Виолентов (упом. 1871 г).
В выпускниках Костромской духовной семинарии 1866 г., 1-го отделения.
9. Священник Михаил Ефимиевич Сарментов (упом. в 1904 г).
10. Псаломщик Николай Федорович Груздев (упом. в 1908г). Судя по документам Фурмановского архива, в 1945 году  Н.Ф. Груздев служил в храме Николая Чудотворца (село Иванцево).
11. Псаломщик Николай Иванович Каллистов (упом. 1891 г., в 1921 г. упом. как священник). Николай Иванович Каллистов (р. 1895 г.), студент Костромской духовной семинарии, псаломщик, священник в с. Дмитриевское Нерехтского у. Костромской губ. (брак с 15.05.1915 г.)...". Жена - Лидия Александровна (р. 1891 г.), дочь священника Александра Ивановича Шиповского. Каллистов Николай Иванович (с. Дмитриевское, ныне Ивановская обл., 13 февраля 1895 - 17 сентября 1981), протоиерей (Ивановская епархия): Некролог // ЖМП. 1983. № 2. С. 53.
(Сведения собраны З. Абакумовой)

VI. Воспоминания жителей села
       В книге В.И. Майоровой «Слово о былом» (Лондон, 2011 г.) селу Дмитриевскому отведена целая глава:
«СЕЛО  ДМИТРИЕВСКОЕ
  1996 год, 22 января.  Рассказывает Римма Александровна Куликова /ок.70 лет/:   Про церковь знает Борис Иванович Павлов. Годовой праздник 8 ноября – Дмитрий  Салунский.
    Детей своих по свету не разбрасывали. Они селились вместе, продолжали дело отцов. Скорняки Филиппычевы имели 11 ребятишек. Помню большой сад, красивый халат хозяйки, Серафимы Павловны. Величаво расхаживает, варит варенье. Ездили по деревням, скупали шкуры, продавали. Приехали как-то "покупатели", деда в подполье посадили,  связали, а жену с детьми не тронули, велели тихо сидеть.  Всё взяли…
   Раскулачиванье:  коров уведут, они в колхозе кричат. Возьмем по веревке и уведем доить. Никто не идёт доить колхозных... Раскулачили Серафиму Павловну Филиппычеву. Всё раздали бедным. 11 человек детей без одежды. Поесть не брать! На телегу и увезли неизвестно куда всю огромную семью. Другие купцы, Федосеевы. Дом разрушили, семью не раскидали. Всё раздали, на телегу посадили, отправили. У них ли,  у кого ли была девочка лет 17. Её ухажер схватил с телеги: "Меня убьют и тебя убьют, но будем вместе!"  Так никто и не сказал ничего...
    Сын Федосеевых потом жил в Иванове. Мы как-то приехали ночевать. Дом большой, чистый, покрашено. Все с утра при делах: дети убираются, метутся. Бабушка их в кожаных сапогах: хрум, хрум… Усы у деда были пушистые, вверх - на загляденье, не то, что сейчас! Сам сын его говорил: "Меня пусть хоть сто раз раскулачивают, всё  наживу, только бы живу остаться!"
    Дома в деревне были под соломой,  дома богатых - стёк в одну калью. Рядом жил подрядчик, звали Евлампий Ефимыч. Как красиво!  Бизяева уж больно горда, её за глаза звали "Бизяиха". Богатые себе выбирали имя, а бедным поп подберет, какое дадут. Ольга Ондреевна, Елизавета Савельевна. "Здравствуйте, Ольга Ондреевна!" А в окно посмотришь: "Вон, Ондреиха идет!"
   Прозвища давали: прибандырят, не отмоешься! Был Бляма - и дети, и внуки. И приедет - Бляма! Маленькая девочка - Птаха, а мальчик - Ептах...   А чего ты  записываешь? Меня увезут ведь! Золотое слово - не сказанное.
   Название деревень: Кожевники - кожи выделывали; Седельницы - не только сёдла делали, а и всю сбрую. В Чудь раньше дорога какая была! 0бозы едут, детей, нас, спрашивают: как называется деревня? Мы - "Чудь". "Ха-ха, вот так название!" Едут, смеются. "В Чуди всё чуди, только матом не ругайся!" - говорили старики. О старообрядцах знаю. В Чуди стояла часовня, монашки заходили. Дома не запирались. Часовня тоже не запиралась.
   Верующие Лабутины ходили в хор в Филиппково. Такие голоса были! Вот эти люди висели на замках, не давали колокола сбрасывать, ревели. Бывало поедут отливать колокола, заказ для села, пронырливые старались чужие купить. Но сдвинуть их с места не могли - чужой! Хоть и маленький колокол   был...  В нашей церкви находилось до 12 риз.  Так говорят старики. Школа построена в 1911 году на месте деревянной.
   -  Зин, как живешь?  Потихоньку? Правильно,  на дольше хватит. А я всё охаю да ахаю, слезами обливаюсь... Вон, сын Коляна идет! Ещё о прозвищах: Боря Чёрный - если не знаете фамилию; Боря Аверин всю жизнь был Майором. Посылают в армию, наказы дают: "Ты уж не подкачай!" А он игриво так: "Уж если ухожу Майором..."
    Детей крестили украдкой в Филиппкове. Там церковь долго не закрывалась. Вера Сивякова сама себя из ковшика поливала. Четыре годика было. Сейчас ей уж 45, наверное. У дороги в  Дмитриевское стояла каменная полатка.  Со всей деревни сносили вещи от пожаров, набегов. У богатых дома тесовые, на соколе /цоколь/, террас с тальянским окошком тоже обшит тесом. Пол покрашен полоской и она выходила на крыльцо, как дорожка. Люди-то разные: есть в овину яму не напасешься хламу, а есть - "высели меня 5 раз, я и дом наживу, и в дом наживу, только бы живу остаться!"

   Борис Иванович Павлов    /70 лет/: 
  
  
Борис Иванович Павлов с супругой Ниной Александровной на крылечке своего дома. Фото З. Абакумовой
  Церковь наша -   Вознесения Господня,  летняя и зимняя. Праздновалось 6 воскресение после Пасхи.  Когда закрывали храм в 1934 году,  21 июля,  на Казанскую,  стали сбрасывать колокола:  пять больших  и три маленьких.  Мы как раз пошли в Чудь на праздник…   На стене храма написан год постройки: 1752. На этом месте стояла деревянная церковь. Сгорела примерно в 1740 году. Та называлась Димитрия Великого. Он умер около 306 года,  повторив участь апостола Павла. И село зовут Димитриевское, от названия святого. Празднуется 8 ноября - зимний Димитров день. Особо почитаемый славянскими народами Дмитрий Солунский,  в честь обращения славян в евангельскую веру.
     В 1939 году мы, мальчишки, залезли в нашу церковь. Посыпались старинные книжки из шкафа. Мне попалась книга о Дмитриевском. Взял мальчик постарше, я уступил. Всё пропало. Он погиб на войне. Жил на Обедове  /ныне п.Октябрьский/.
     /О церкви:   дыра в стене кочегарки,  мы пролезли в храм. Четыре Евангелиста написаны на стене. Краски больше голубые. Вверху Распятие - сохранилось под куполом над алтарём/.
_______________       
    /Поход в село и запись беседы: Зои Викторовны Абакумовой, Марины Викторовны Сыровой  и  Зинферы Эдуардовны Белоусовой/.

***
     1996 год,  29 января.   Б.И. Павлов:
  -  Была у нас фамилия Алексеевы. А сыновья деда взяли другую - Павловы. Видно,  в то время было легче взять новое фамилие.
    Село богатое. Филиппычев Пал Васильич и жена, уроженка д. Павлово, держали кожевенный завод. Нанимались костромичи, до 25 человек. Сейчас дорога проходит по месту завода. 12 чанов было, 2 полатки перед заводом, колодец. В 30-м году раскулачили всех. Дом Филиппычевых заняли под конюшню: 30 лошадей.  Был сын Валентин. Предупредили: вас раскулачат. Что поценнее, спрятали. Переехали вроде в Шую. Завод-то по наследству передавался: от отца к сыну. О хозяине сильно хорошо отзывались. Умный, попечитель школы. В их доме года три ясли были. При советской власти. Разрушили.  Федосеев Михаил Васильевич держал связь с Филиппычевым.  Те выделывали,  а эти продавали кожи. Двор большой, дом каменный направо от деревни.  25 коров, 11 детей  /?/  Раскулачили. Он отбывал куда-то из села, отец, глава семьи. Предупредили,  что придут... В клубе как-то привязался к сыну Федосеева  пьяница:  "Уходи,  ты, кулак!" А он: "Уйду! Мы под шапкой спим в дороге, а ты пьешь, да спишь!"
    Моревы - богатые кровельщики. Прижали, раскулачили. Дмитрий Ерманович. Когда рассёкаешь Димитреско - вот его деревянный дом. Ваковы попали под раскулачивание. Была полатка. Кожи в чугунах парили в печах. Федосеевых как ссылали, просили мать: "Лизавет, похрани кожу, краску." Многие прятали их добро у себя. Описали у них всё... Михал Васильич немного в Никульском отбывали, а потом в Сибирь...
     Чудь по преданию так начиналась:  якобы Дмитреско расстроилось, строить негде, стали в стороне: "Чу,  там живут!" Значит, сначала - чу, а потом чудь стала! После революции места хватало всем... /Б.И. смеётся/.
     Село наше доходило до 90 домов.  А сейчас 57-60 - велико дело! Раньше, чтобы больше домов ушло, гнёздами стали строиться. Проулочки. В деревне правил староста. Было волостное управление. Опосля - ничейные стали.
      Кладбище образовалось в 1752 году.

Фото З. Абакумовой

Самый первый положен Меркульев, из рода Ю.А. Кулимановой. Хоронили у церкви до пожара 1740 года. Филиппычевы помогали строить церковь. В июле 1934 года всё порушили... Специальный колокол часы выбивал. Сторож работал до 4-5 утра: звонил. Ему платили.
     В 35-36-ом году большие парни лазали в церковь с чердака в трубу. Сердце колотится, а смелели...  Засов в стену заходил. Ящик с книгами кувырнул. Стали карты делать из книг. Отдал книгу о селе, а то плёска получишь!  Боря Нестеров с 1924 г.р.  Лешка с 1912 г.р. Унесли в Обедово.
    В Чуди часовня была деревянная:  окошки,  крылечко,  железная крыша с козырьком, оградка квадратная. И в войну стояла долго. Казанской Божией Матери.
      Дома у нас под соломой были, по три окна. У богатых - по 5-6 окон. Двор покрыт досками. Бедных мало, лошадь, корова, овцы - у всех. Без богатых ничего не решалось. Мастеровые все. С детства приучены к труду. Раскулачили, так одурачили село-то!  Все умнейшие люди разбежались.
      В 1924 г. Федосеевы подновили церковь. Четверо ворот с арками на все стороны, по дверке везде. Всё чинно сделано. В 1929 году стали сгонять коров в колхозы. По дворам собирали.  /Г.Фролова спрашивает про родню/. В Чуди был один Фролов. Злой.  Ну, на кого вспылишь! – смеётся  Б.И. Читает наизусть поэму "На кабана" - про писцовских охотников. Б.И. - слесарь по увлажнению фабрики п. Писцово. Смазчик, канатчик, шорник по моторам. Отработал 42 года.
  Сколько богатых: Онтипины, Федосеевы, Филиппычевы, Ваковы, Моревы, Кувальцевы... Лабутины защищали церковь до последнего. Уж больно набожные были. Три девки  да сын. Крестьяне, держали корову, работящие.

    Римма Александровна Куликова: /когда мы вошли, она сменила платочек на чистый, беленький!/
Ой, придёт Жириновский, повесит! /лидер партии ЛДПР/. Слушаю радио, с ума сойдешь! Дурочкой может буду, но пока нет. Цари мусорненькие, а Федя Федосеев был - плечи широкие! С утра все за делами. Время-то сейчас - хоть всё плачь!
    Село назвато по церкви. В Анисимцеве – каталя́,  в Седельницах - седёлки. Ёлочку прибьют к дому, невеста замуж выходит. Мимо едут, видят люди. Золовки были, снохи. Это сейчас всё пей да вей! Все под одной крышей жили. Я пойду к яблоку кудрявому жаловаться... Поезжай в город, говорю сыну, а он: "Там Кучоватика нет! У нас каждому лесу своё название: Подседёленки, Денисово, Попова гора … Прозвища были в моде: прилепят, не отмоешь! Одна семья как работала! Сталинская дача, вот как делали! Везет сено, навьёт, над телегою ещё телега - и так всю жизнь. Вот и звали Иван Петрович! Так вот и жили... Шесть братьев в Чуди были. Сено приехали  убирать, а Паша Сивой в копушке сидит, чуть не закололи.  В Путилихе рыжеватый - конопатый - Фин. Другой - Краснов, а жену звали Краснушка... /Напевает при разговоре: "Провожала вся деревня, а встречала вся Москва"; приговор в беседе: "Мой милой!"/  Всё равно крозь деревню шли провожать - "До свиданья, Чудь-деревня и депо на берегу!" Село разделялось на Заверняйку и Зубариху. Раньше коровница мшоная была, а сейчас - всё лето ковырялись, рабочие-то какие! Воды на ферме нет... Подеруха пойдёт /вьюга/...  Жизнь какая пришла наша!
   /Поход в село: 3.Абакумовой, Юрия Александровича Некрасова, Галины Викторовны Фроловой и Валентины Ивановны Майоровой. Запись рассказа Б.И.Павлова и Р.А.Куликовой  -  В. Майровой/.
     ***
      Бабаева Аля /в замуж. Типанова/ дополняет в 2000 г.: Родилась я в этом селе. Запомнилась мне Мария Алексеевна Вакова. Вежливая, культурная, верующая. Вели себя сдержанно. И отец такой же. Чистота везде. Чувствовалось воспитание. Придёт М.А. в магазин. Все бабы кричат, а она молча стоит. Дом одноэтажный, каменный, с пристройкой. Во второй половине жила Мария Михайловна Вакова. Клуб-дом св. Калестова.

***
     Лев Николаевич Воронин, 1928 г.р.
    Родился я в селе Дмитриевском. Да, там стоит разрушенный Ваков дом. Каменный, в прогоне к кладбищу. Здесь жила Наталья Дмитриевна, будущая жена фабриканта Павлова. Кирпич выбрали. Был дом с деревянным мезонином. Как жилое было. Жила до последнего времени здесь тёща младшего брата. У неё сестра в Березниках. Дом разделён был на две половины. В другой жил Кирилл Ваков, одна ветка с Леонидом Николаевичем и Дмитрием Николаевичем Ваковыми. У них был возраст наших отцов: старше 1902г. У дороги, в деревянном доме, жил Михаил Николаевич.
    Сзади дома стояла палатка. Когда строились, разобрали.  Ваковы все жили одинаково.  С  них  началась  -  пошла   промышленность.  При      Столыпине выселяли на хутора. Из Чуди Басов жил на хуторе. Отдельное поместье, всё было. За Дмитриевским кладбищем, за рекой - ельник Кучеватик. За ним Осячки́. К Путилихе Гришкины Пустыри, Ореховка, Те́лепнево, Полянки у Шимаханок. Влево от Дмитриевского: Барыня, Ягодино, Козье болото, Борисково. Лес Маркуша у Обедова /ныне Октябрьское/, у Селезенева-Чугунный мост.
Журави́шник, Горе́лино, Киреево, поле Ко́лобнево, поле Жохово - по По́дболотской дороге вправо. За хутором поле Чабры́, Морева дача и ещё чья-то, Денисово, Боков луг, по Сорохтской дороге налево - Басов хутор, поле Подседеленки, Теле́гуши - поле перед Шимаханками, Истопницы, Попова Гора к Шимаханкам. Большой Чу́дов луг, Взгля́дово - через мост в Чудь. Ко́нинский мост, Малый Огоре́лец, налево, к реке Большой Горелец. Порки́ по реке до Путилихи: "Где косят?" "В Порках!" За кладбищем Ко́нино, до реки большое поле - Осеев луг, Васили́.
     Книга о Дмитриевском у Алексея Нестерова /1914 г.р./. У него был брат Борис. Алексей работал учителем на Обедове.
В селе нашем школа на весь район, одна такая.1911 года постройки. Филиппычев был в Костроме, в земской управе. Построил  по ходатайству».
_________________
/Запись рассказа Л.Н.Воронина сделана в библиотеке п. Писцово 11.01.1998 года В.И.Майоровой/.


Категория: История сел и деревень | Добавил: Skaz (11.03.2012)
Просмотров: 6585